§ 8. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТРОСЫ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 8. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТРОСЫ

Растительные тросы изготавливают из растений, которые после специальной обработки могут давать длинные, мягкие и прочные волокна.

Для изготовления троса волокна свивают в нити, называемые каболками. Затем из нескольких каболок свивают прядь. Свивая между собой три, четыре или более прядей получают трос (рис. 15). Изготовленный таким образом трос в морской практике принято называть тросом тросовой работы или обыкновенным.

Наибольшее применение на судах имеют тросы трехярядные, так как они прочнее тросов той же толщины, свитых из большего количества прядей.

Многопрядные тросы употребляются в тех случаях, когда от них требуются 'особые качества: повышенная гибкость, более ровная наружная поверхность, меньшая закручиваемость и т. д.

Чтобы трос сохранил свою форму и все его части плотно прилегали друг к другу, при изготовлении троса каждую последующую свивку делают в сторону, обратную предыдущей: каболки между собой свивают в сторону, противоположную свивке волокон: пряди — в сторону, противоположную свивке каболок.

Как правило, каболки получают путем свивки волокон по часовой стрелке. Трос, изготовленный из таких каболок, называется тросом прямого спуска, или правой свивки. Если для изготовления каболок волокна свивают против часовой стрелки, то полученный из таких каболок трос называется тросом обратного спуска, или левой свивки. Тросы обратного спуска выпускаются заводами только по специальным заказам.
Если свить между собой несколько тросов (обычно три) тросовой работы, называемых в этом случае стрендями, то получится трос кабельной работы, называемый отворотным. Тросы кабельной работы слабее тросов тросовой работы той же толщины, но они более гибки и эластичны, быстрее высыхают. В зависимости от своей толщины, растительные тросы разделяются на:

лини — при толщине до 25 мм тросовой работы и до 35мм кабельной работы. Лини, изготовленные из низкосортной пеньки, называются шкимушгаром ь, перлини — тросы кабельной работы при толщине от 100 до 150 мм;

кабельтовы — тросы кабельной работы при толщине от 151 до 350 мм\

канаты — тросы кабельной работы при толщине свыше 350 мм.

Тросы тросовой работы при толщине свыше 25 мм и кабельной работы толщиной от 36 до 100 мм специальных названий не имеют.

В зависимости от качества материала растительные тросы бывают четырех сортов: особого назначения, специальные, повышенные и нормальные. Наиболее качественными являются тросы особого назначения.

На судах морского флота применяются следующие виды растительных тросов: манильские — светло-коричневого цвета, изготовленные из волокна прядильного банана; пеньковые — светло-серого цвета с зеленоватым отливом из волокна конопли; сизальские — светло-желтые тросы из агавы.

Манильские тросы имеют наиболее высокие эксплуатационные качества. Они являются самыми прочными из растительных тросов, обладают хорошей гибкостью и эластичностью. При приложении нагрузки, равной половине разрывной прочности троса, они могут растягиваться на 10—15% от первоначальной длины.

Эти тросы очень медленно впитывают влагу и поэтому некоторое время могут плавать в воде. Из манильских тросов изготовляются буксиры, швартовы, основываются снасти бегучего такелажа, тали и т. д.

 

 

Рис. 15. Тросы растительные: а — тросовой работы; б — кабельной работы: У —волокна; 2 — каболки; 3 — пряди; 4 — стренди

Пеньковые тросы слабее манильских на 15—20%. Сухие пеньковые тросы имеют примерно тот же вес, что и манильские, однако они легко впитывают влагу и поэтому в воде быстро тонут. В намокшем состоянии становятся очень жесткими и неудобными в работе.

Пеньковые тросы изготовляют как из чистой пеньки— бельные тросы, так и из просмоленных каболок — смоленые. Просмолка троса уменьшает его прочность примерно на 5% и увеличивает вес на 10—16%', но зато делает его более влагостойким. (

Бельные пеньковые тросы применяют для изготовления бегучего такелажа шлюпок, лееров, стропов и т. д. Из смоленых пеньковых тросов делают швартовы, сетки и др.

Сизальские тросы имеют примерно такую же прочность, как и бельные пеньковые, но они более эластичны.

Сухие сизальские тросы несколько легче манильских и пеньковых. Они легко впитывают влагу и при намокании становятся хрупкими.

Из сизальских тросов изготавливают снасти бегучего такелажа, леера, швартовы и др.