§ 9. СТАЛЬНЫЕ ТРОСЫ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 9. СТАЛЬНЫЕ ТРОСЫ

На судах морского флота применяются стальные тросы, изготовленные из оцинкованной проволоки толщиной от 0,4 до 3 мм с пределом прочности от 120 до 180—200 кГ/мм2.

По своей конструкции стальные тросы бывают одинарной, двойной и тройной свивки. Тросы одинарной свивки, называемые спиральными, состоят из одной пряди, у которой

проволоки овиты по спирали в один или несколько рядов. Трос двойной свивки получается, подобно растительным тросам тросовой работы, из нескольких прядей, чаще всего шести, свитых вокруг одного общего сердечника, который может быть растительным или металлическим. Для

получения троса тройной свивки

свивают между собой несколько тросов двойной свивки. Таким образом, трос тройной свивки является тросом кабельной работы.

 

Наибольшее распространение на судах морского флота имеют тросы двойной свивки, и особенно шестипрядные, свитые вокруг органического (пенькового) сердечника. Пряди троса

образуются путем свивки проволок вокруг одной центральной

либо вокруг органического сердечника в один или несколько рядов. Если проволоки последующего ряда свиваются в ту же сторону, что и предыдущего, то оба слоя будут соприкасаться между собой по всей длине проволоки. Трос, свитый из таких
прядей, называется тросом с линейным касанием проволок и обозначается буквами ЛK. При навивке каждого последующего слоя проволок в сторону, противоположную предыдущему, получается трос с точечным касанием — ТК. Пряди между собой могут свиваться в одну сторону со свивкой проволок в пряди и в противоположные. В первом случае получается трос односторонней свивки (рис. 16, а), во втором — крестовой (рис. 16,6). Наконец, трос может быть свит из прядей, половина которых имеет левую свивку, а вторая половина— правую. Такой трос называется тросом комбинированной свивки (рис. 16, в).

Как видно из рисунка, свивку т.роса легко определить по направлению проволок. У тросов односторонней свивки проволоки располагаются под углом к оси троса, у тросов крестовой свивки — параллельно оси троса и у комбинированных — «елочкой».

 

 

§ 10. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТРОСЫ

Синтетическими называются тросы, свитые из нитей различных искусственных волокон: капрона, найлона, лавсана, полипропилена и др.

По своему внешнему виду и конструкции синтетические тросы напоминают растительные.

Они, как правило, изготовляются трехпрядными, чаще тросовой работы, реже — кабельной.

Из мягкого волокна нити свивают в каболки, каболки — в пряди и т. д. (например, капроновые тросы); из жесткого — пряди свивают непосредственно из толстых нитей (найлоновые тросы).

Синтетические тросы могут также изготовляться плетеными (рис. 17).

Тросы из искусственного волокна легче растительных такой же толщины и значительно превосходят их в

прочности. Например, капроновый трос

прочнее манильского примерно в 2 раза, а пенькового — в 2,5— 3 раза при одинаковой с ним толщине. Он легче равнопрочного ему пенькового троса примерно в 5 раз и стального в 2 раза.

Синтетические тросы очень эластичны и гибки; эти качества сохраняются как в сухом, так и во влажном состоянии, а также при низких температурах (до —20° С), что делает их весьма удобными при использовании в осенне-зимний период.

Синтетические тросы не боятся воздействия органических кислот, нефти и моющих средств (однако портятся от соприкосновения с олифой, каменноугольным дегтем, фенолом и некоторыми маслами), не подвержены гниению, действию грибков, морских водорослей и других микроорганизмов, что значительно упрощает и облегчает уход за ними в судовых условиях.

В то же время синтетические тросы имеют и некоторые недостатки. Обладая большой эластичностью, эти тросы при разрыве, подобно резиновому шлангу, с большой силой отлетают назад по направлению натяжения к месту крепления, как говорят «захлестывают», что представляет большую опасность для работающих с ними. Поэтому при возникновении в тросе больших напряжений необходимо принять все меры предосторожности для исключения несчастных случаев.

Синтетические тросы обладают способностью накапливать заряд статического электричества, которое возникает как при трении о различные поверхности, так и в результате трения прядей и волокон друг о друга внутри троса. Искро-образование, сопровождающее разряд статического электричества, может привести к порче троса, создать опасность в пожарном отношении. Чтобы избежать этого, синтетические тросы подвергаются антистатической обработке, при которой тросы вымачивают в течение суток в морской воде с соленостью не менее 20%о* или же в специальном соленом растворе (20 кг поваренной соли на 1000 л воды). В процессе эксплуатации эти тросы необходимо не реже одного раза в два месяца скатывать соленой забортной водой.

Кроме того, при трении тросов о твердые и шероховатые поверхности они быстро лохматятся и портятся. Поэтому при прохождении тросов через клюзы или киповые планки, необходимо применять роульсы, обшивать тросы парусиной и т. п. Не разрешается перепускать трос через вращающийся барабан швартовных механизмов и лебедок. В этих же целях при работе с синтетическими тросами рекомендуется применять блоки, имеющие пластмассовые шкивы. Большим недостатком многих синтетических тросов является их чувствительность к воздействию солнечных лучей, под влиянием которых они быстро «стареют» и приобретают хрупкость.

Синтетические тросы отличаются большой скользкостью, по этому в большинстве случаев при работах с ними необходимы специальные приемы такелажных работ.

Несмотря на эти недостатки, синтетические тросы, обладающие рядом очень важных преимуществ по сравнению с растительными и стальными, получают все более широкое применение на судах морского флота.

Синтетические тросы на судах морского флота применяются в качестве буксиров, швартовов и в других случаях, где требуется высокая эластичность троса (Использование синтетических тросов в качестве швартовов на танкерах производится в соответствии со специальными Правилами Регистра СССР.) .