Рангоутом называются сооружения из металлических труб или деревянных
круглых балок, предназначенные для установки на них средств сигнализации
и связи, несения парусов и т. п.
К рангоуту относятся: (все мачты с реями, гиками и гафелями, бушприт, а
также грузовые стрелы на транспортных судах. Назначение, материал
изготовления и размеры рангоута зависят в основном от типа судна и его
конструкции.
На современных судах рангоут может быть как деревянный, так и
металлический. Деревянный рангоут в основном устанавливается на
сравнительно небольших судах. В отличие от рангоута старых судов в
настоящее время часто применяется клееный деревянный рангоут, который
изготовляется из отдельных частей дерева, склеенных между собой
специальным клеем и скрепленных металлическими болтами. Это позволяет
изготовлять любой рангоут независимо от размеров строевого леса.
На крупнотоннажных судах обычно устанавливается металлический рангоут,
изготовленный из стальных труб.
Снасти, служащие для крепления рангоута и управления им и парусами,
называются такелажем. Рангоут и такелаж существовали уже на первых
морских судах. С развитием судостроения, усовершенствованием судов
видоизменялась и совершенствовалась конструкция рангоута и такелажа.
Наибольшее развитие рангоут и такелаж получили на парусных судах, где
они играли чрезвычайно важную роль: к ним крепились паруса — движитель
парусного судна.
На современных судах с механическим двигателем рангоут не имеет такого
развития, как на парусных. В основном он выполняет второстепенные
функции и в связи с их многообразием не имеет такого единства в
конструкции, как на судах парусных.
Названия отдельных частей рангоута и такелажа судов с механическим
двигателем взяты из парусного флота. В связи с этим для правильного
определения названий тех или иных частей рангоута и такелажа
современного транспортного судна необходимо твердо знать терминологию
вооружения парусных судов.