§ 6. УХОД ЗА РАНГОУТОМ И ТАКЕЛАЖЕМ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 6. УХОД ЗА РАНГОУТОМ И ТАКЕЛАЖЕМ

Для предохранения металлического рангоута от коррозии,, а деревянного от гниения его красят, покрывают олифой, лаком или специальным рангоутным тиром.

Красят обычно металлический рангоут. Деревянный рангоут в большинстве случаев, и особенно на парусных судах, олифят и лакируют, а красят только ноки реев, ноки и пятки гиков и гафелей, флагштоки и т. п. Перед покраской, и особенно лакировкой, рангоут необходимо очистить от грязи, капель-тира, старой, плохо держащейся и потрескавшейся краски и вымыть. Мыть рангоут лучше всего ветошью или щетками в теплые солнечные и безветренные дни. Лакированный рангоут следует мыть теплой мыльной водой, а окрашенный — водой с небольшой примесью хлорной извести и затем промывать, чистой водой. Высохший рангоут красят или олифят.

Деревянный рангоут рекомендуется олифить во второй половине теплого солнечного дня, когда дерево хорошо прогреется. В этом случае олифа проникнет в дерево на большую глубину и создаст более толстый предохранительный слой, препятствующий проникновению влаги. Олифой рангоут покрывают дважды: первый раз чистой натуральной олифой, второй — олифой с примесью лака.

Покраска металлического рангоута производится по общим' правилам выполнения окрасочных работ К

В процессе эксплуатации необходимо следить за сохранностью крашеной и лаковой поверхности и сразу же восстанавливать ее в случае повреждения. При появлении ржавчины на металлическом рангоуте такие места необходимо немедленно-зачистить до блеска проволочными щетками, просуричить и затем закрасить. На деревянном рангоуте места с появившейся гнилью осторожно зачищают до здорового дерева, а затем шпаклюют и вновь покрывают олифой и лаком. Чтобы предупредить появление гнили, необходимо заранее зашпаклевать все появившиеся на дереве трещины и места соприкосновения дерева с металлом (места посадки бугелей, обухов и т. п.). Все металлические детали на деревянном рангоуте должны быть тщательно просуричены и закрашены. Особо внимательно нужно следить за частями рангоута, которые соприкасаются со снастями стоячего и бегучего такелажа, где повреждения защитных покрытий происходят наиболее часто.

Уход за стоячим такелажем начинают с его обтяжки, так как только хорошо обтянутый такелаж может полностью выполнять свое назначение. Обтяжку такелажа производят при помощи талрепов.

В первую очередь выбирают слабину штагов, а затем, одновременно с обоих бортов, обтягивают ванты, начиная с передних. После обтяжки такелажа мачты обтягивают такелаж стеньг.

В настоящее время на морских судах применяются в основном винтовые талрепы. Перед обтяжкой такелажа их необходимо очистить от старой смазки, расходить и хорошо смазать. После окончания обтяжки, чтобы избежать самопроизвольной отдачи талрепов (например, в результате вибрации корпуса), их стопорят, соединяя попарно либо при помощи специальных стопорных планок и гаек, привинченных к трубе талрепа и заложенных крючками за скобы снасти и вант-путенса, или палубного обуха.

Смазанные и застопоренные талрепы, если с ними длительное время не будут работать, рекомендуется для сохранности оклетневать парусиной, которую затем покрасить масляной краской.

Такелаж, изготовленный из оцинкованного троса, в случае нарушения оцинковки или, если трос изготовлен из неоцинко-ванной проволоки, для предохранения от ржавления тируют, т. е. покрывают особым составом — тиром. К тировке такелажа приступают после его обтяжки и перед покраской или лакировкой рангоута 1.

Чтобы предохранить деревянную палубу от капель тира, ее посыпают мокрыми опилками, либо просто смачивают — с мокрой палубы тир легко соскабливается. На снасти такелажа тир наносят ветошью ровным тонким слоем. Сначала снасть тируют поперек, а потом вдоль прядей троса, чтобы тир заполнил канавки между прядями. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы не было потеков снизу снасти, так как «сосульки» засохшего тира будут быстро отлетать, нарушая защитное покрытие снасти. Чтобы тир не густел, его в процессе работы постоянно подогревают.

Во время работы следует предохранять кожу от попадания капель тира. Тировку необходимо выполнять обязательно в защитных очках, лицо и руки нужно смазать вазелином, а одежду плотно обвязать у кистей рук и шеи.

Тировка такелажа и покраска мачт производятся с беседок, укрепленных на специально заведенных горденях (рис. 12). Гордень должен быть основан из надежного и качественного троса, а у места крепления его на палубе в течение всего времени работы на высоте должен находиться специальный наблюдающий.

Перед подъемом людей гордени должны быть испытаны подвешиванием на них груза весом 400 кг на 15 мин или же подъемом на высоту рывком груза весом 100 кг. При этом груз должен прикрепляться обязательно к беседке после ее присоединения к горденю, но ни в коем случае не к самому горденю.

Бегучий такелаж, изготовленный из гибкого оцинкованного проволочного троса, как правило, не тируется, чтобы не загрязнять тиром рангоут и прочие части судна, которых может касаться такелаж.

В случае повреждения оцинковки и появления ржавчины такие места необходимо тщательно зачистить щетками и затем оклетневать тонким смоленым шкимушгаром.

Для увеличения срока службы бегучего такелажа рекомендуется клетневать все огоны и стропки, охватывающие в различных местах рангоут либо оканчивающиеся остропленными блоками и коушами. На парусных судах необходимо особо тщательно и регулярно осматривать бегучий такелаж из проволочного троса, который может касаться парусов. Чтобы предохранить паруса от повреждения, проволочные тросы необходимо клетневать, если в них появится хотя бы одна лопнувшая проволочка. Это относится и к бегучему такелажу тентов и различных чехлов, имеющихся на судах с механическим двигателем.
 

Рис. 121. Беседка для тировки стоячего такелажа:
1 — беседка; 2 — подъемный гордень; 3 — такелажная скоба; 4 — тируемая снасть
 

 


Бегучий такелаж, основанный из растительного троса, необходимо оберегать от попадания на него масел, кислот и т. п., под действием которых эти тросы быстро разрушаются. Растительные тросы, намокшие в морской воде, необходимо промывать перед просушкой пресной водой, так как соли морской воды делают трос гигроскопичным.
 

Как известно, растительные тросы при намокании укорачиваются. Поэтому в сырую, дождливую погоду нужно периодически осматривать крепление снастей и при необходимости потравливать их, в противном случае они могут лопнуть. Особенно это относится к сигнальным фалам.

Чтобы предохранить растительный такелаж от преждевременного разрушения под действием влаги, его следует по возможности чаще просушивать. Особенно это относится к ходовым концам лопарей, которые; хранятся в бухтах непосредственно на палубе рядом с местом закрепления снасти.

Для крепления ходовых концов снастей бегучего такелажа устанавливают в соответствующих местах утки или нагели — болты с продолговатой фигурной головкой, которые могут быть металлическими или деревянными. На парусных судах для крепления снастей делаются специальные кофель-планки с гнездами для нагелей. Крепление снасти на нагеле или утке осуществляется в виде нескольких (3—4) восьмерок, наложенных по спуску троса (рис. 13). При этом не рекомендуется последний шлаг брать в «захлест», так как при сильном натяжении или намокании такая петля может затянуться и снасть отдать будет трудно.

 

 

Рис. 14. Крепление коренных концов: а — на нагеле; б — за обух
 


 

Коренные концы лопарей крепят либо также на нагеле (рис. 14, а), либо скобой за специально установленный поблизости обух — неподвижное металлическое кольцо (рис. 14,6). В этом случае в огон снасти должен обязательно вставляться коуш. Свободные концы лопарей укладывают в бухты всегда от места закрепления. Бухты перевязывают ворсой и укладывают в специальные корзины или подвешивают на стропках на нагелях либо в других удобных местах с таким расчетом, чтобы нижние концы бухт не доставали до палубы не менее чем на 15—20 см.