Глава III. МАТЕРИАЛЫ И ПРЕДМЕТЫ ТАКЕЛАЖНОГО
СНАРЯЖЕНИЯ
§ 7. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРОСАХ
На судах морского флота тросы применяются для основывания такелажа и
талей, изготовления швартовов, стропов, сеток и др. Из старых тросов
плетут маты, делают кранцы, швабры. Тросы изготовляют путем свивки или
сплетения отдельных волокон, нитей или проволок. В зависимости от
материала, из которого они изготовляются, тросы бывают растительные,
стальные и синтетические.
Основными характеристиками троса являются его толщина, вес, разрыввная
прочность, гибкость и эластичность.
Под толщиной растительных и синтетических тросов обычно понимают длину
окружности поперечного сечения, а у стальных— диаметр троса.
Разрывной прочностью троса называется та наименьшая нагрузка, при
которой трос рвется. Определяют разрывную прочность по паспорту троса
(заводскому сертификату) или выбирают по толщине троса из специальных
таблиц ГОСТов. В процессе эксплуатации разрывная прочность тросов может
значительно уменьшаться при намокании, нарушении плотности свивки, из-за
старения троса и ряда других причин.
В связи с этим при работе с тросами допустимые нагрузки на них должны
устанавливаться с определенным запасом прочности. Наибольшая нагрузка,
которую трос может выдерживать без повреждений длительное время в
конкретных условиях работы, называется его рабочей прочностью.
Рабочая прочность Рраб троса определяется путем деления его разрывной
прочности Рраз на коэффициент запаса прочности п, т. е.
Рраб=Рра3/Рп
Для стоячего такелажа коэффициент запаса прочности принимается равным 4,
для бегучего такелажа, швартовов, найтовов и большинства судовых снастей
— 6, а для устройств, связанных с подъемом людей,— не менее 12.
Под гибкостью троса понимают его способность легко
изгибаться без нарушения внутренней структуры и потери прочности.
Гибкость является очень важным качеством троса. Чем большей гибкостью
обладает трос, тем легче работать с ним: накладывать его на кнехты,
крепить на утках, выполнять различные такелажные работы.
Эластичностью троса называется его способность удлиняться под действием
приложенной к нему нагрузки, а затем возвращаться в первоначальное
положение после ее снятия.
Тросы, обладающие высокой эластичностью, очень хорошо воспринимают так
называемые динамические, переменные нагрузки.
Поэтому такие тросы очень удобны для изготовления буксиров, швартовов и
других снастей, испытывающих рывки.