Глава III. МАТЕРИАЛЫ И ПРЕДМЕТЫ ТАКЕЛАЖНОГО СНАРЯЖЕНИЯ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Глава III. МАТЕРИАЛЫ И ПРЕДМЕТЫ ТАКЕЛАЖНОГО СНАРЯЖЕНИЯ

§ 7. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРОСАХ

На судах морского флота тросы применяются для основывания такелажа и талей, изготовления швартовов, стропов, сеток и др. Из старых тросов плетут маты, делают кранцы, швабры. Тросы изготовляют путем свивки или сплетения отдельных волокон, нитей или проволок. В зависимости от материала, из которого они изготовляются, тросы бывают растительные, стальные и синтетические.

Основными характеристиками троса являются его толщина, вес, разрыввная прочность, гибкость и эластичность.

Под толщиной растительных и синтетических тросов обычно понимают длину окружности поперечного сечения, а у стальных— диаметр троса.

Разрывной прочностью троса называется та наименьшая нагрузка, при которой трос рвется. Определяют разрывную прочность по паспорту троса (заводскому сертификату) или выбирают по толщине троса из специальных таблиц ГОСТов. В процессе эксплуатации разрывная прочность тросов может значительно уменьшаться при намокании, нарушении плотности свивки, из-за старения троса и ряда других причин.

В связи с этим при работе с тросами допустимые нагрузки на них должны устанавливаться с определенным запасом прочности. Наибольшая нагрузка, которую трос может выдерживать без повреждений длительное время в конкретных условиях работы, называется его рабочей прочностью.

Рабочая прочность Рраб троса определяется путем деления его разрывной прочности Рраз на коэффициент запаса прочности п, т. е.

Рраб=Рра3/Рп



Для стоячего такелажа коэффициент запаса прочности принимается равным 4, для бегучего такелажа, швартовов, найтовов и большинства судовых снастей — 6, а для устройств, связанных с подъемом людей,— не менее 12.
 

Под гибкостью троса понимают его способность легко изгибаться без нарушения внутренней структуры и потери прочности.

Гибкость является очень важным качеством троса. Чем большей гибкостью обладает трос, тем легче работать с ним: накладывать его на кнехты, крепить на утках, выполнять различные такелажные работы.

Эластичностью троса называется его способность удлиняться под действием приложенной к нему нагрузки, а затем возвращаться в первоначальное положение после ее снятия.

Тросы, обладающие высокой эластичностью, очень хорошо воспринимают так называемые динамические, переменные нагрузки.

Поэтому такие тросы очень удобны для изготовления буксиров, швартовов и других снастей, испытывающих рывки.