§ 4. РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ ПАРУСНОГО СУДНА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

§ 4. РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ ПАРУСНОГО СУДНА

Как уже упоминалось, рангоут на парусных судах служит для несения парусов, которые прикрепляются либо непосредственно к рангоуту, либо к его стоячему такелажу (см. ниже).

Рангоут парусного судна (рис. 1) состоит из мачт, стеньг, бушприта и утлегаря, реев, гафелей и гиков. Мачты, стеньги и бушприты на судне устанавливают неподвижно.

Мачтами называется вертикально установленный рангоут.

При наличии на судне трех мачт первая от носа называется фок-мачтой, вторая — грот-мачтой, а последняя — бизань-мачтой. На двухмачтовых судах первая мачта обычно называется фок-мачтой, а вторая — грот-мачтой. Встречаются суда, у которых первая мачта больше второй. В этом случае первая мачта называется гротом, а вторая — бизанью.

 

Рис. 1. Рангоут и такелаж трехмачтовой баркентины:
1—фок-мачта; 2 — фор-стеньга; 3 — фор-брам-стеньга; 4— фор-бом-брам-стеньга; 5 — грот-мачта; 6 — грот-стеньга; 7 — грот-брам-стеньга; 8 — бизань-мачта; 9 — крюйс-стеньга; 10 — крюйс-брам-стеньга; 11—бушприт; 12 — утлегарь; 13 — мартин-гик; 14 — фока-рей; 15 — нижний фор-марса-рей; 15 —верхний фор-марса-рей; 17 — фор-брам-рей; 18 — фор-бом-брам-рей; 19 — грота-гик; 20 — грота-гафель; 21 — бизань-гик; 22 — бизань-гафель; 23 — флагштоки; 24 — клотики; 25 — ватер-штаг; 26 — утлегарь-штаг; 27 — мартин-штаг; 28 — Еатер-бакштаги; 29 — утлегарь-бакштаги; 30 — фока-штаг; 31 — фор-стень-штаг; 32 — кливер-леер; 33 — фор-брам-штаг; 34 — фор-бом-брам-штаг; 35 — фока-ванты;
36 — фор-стень-ванты; 37 — фор-стень-фордуны; 38 — фор-брам-ванты; 39 — фор-брам-фордуны; 40 — фор-бом-брам-фордуны; 41 — грота-штаг; 42 — грот-стень-штаг; 43 — грот-брам-штаг; 44 — грота-ванты; 45 — грот- стень-ванты; 46 — грот-стень-фордуны; 47 — грот-брам-фордуны; 48 — грот-брам-топ-штаг (грот-брам-штаг-карнак); 49 — грот-брам-контр-штаг (грот-брам-ахтер-штаг); 50 — бизань-ванты; 51—крюйс-стень-ванты; 52 « крюйс-стень-фордуны; 53 — крюйс-брам-фордуны; 54 — крюйс-брам-топ-штаг (крюйа-брам-штаг-карнак); 55 — бизань-штаг; 56 — вант-путенсы
 



На больших парусных судах с высоким рангоутом мачты состоят из нескольких отдельных частей. Нижнюю часть называют колонной мачты или просто мачтой, а верхние части —
стеньгами. В зависимости от размеров рангоута на одной мачте может быть несколько стеньг, которые в этом случае называются снизу вверх: стеньга, брам-стеньга, бом-брам-стеньга. Верхняя часть бом-брам-стеньги называется флагштоком.

Стеньги получают наименование от мачт, к которым они относятся. Так, на фок-мачте стеньги называются: фор-стеньга, фор-брам-стеньга; на грот-матче — грот-стеньга и т. д.

Исключение составляют стеньги бизань-мачты, которые именуются крюйс-стеньгами.

Нижние концы мачт и стеньг называются шпорами, верхние— топами. Шпор мачты закрепляется в специальном башмаке— степсе, установленном на кильсоне.

В месте прохождения через палубу мачта закрепляется при помощи специальной рамы, называемой пяртнерсом (рис. 2). В этом случае вокруг мачты делается пояс из просмоленной или окрашенной парусины — брюканец, укоторый препятствует проникновению воды внутрь судна.

На топе мачты укрепляется стеньга, как показано на рис. 3. Площадка, устроенная в месте соединения стеньги с мачтой, называется марсом, а на месте соединения брам-стеньги со стеньгой — салингом. Подобным же образом к стеньге присоединяется брам-стеньга и т. д.
 

 

Рис. 2. Степс и пяртнерс деревянной мачты:
1 — кильсон; 2 — степс; 3 — бимсы; 4 — палуба; 5 — брюканец; 6 — мачта; 7 — мачтовые клинья; 8 — пяртнерс; 9 — шпор мачты
 

Рис. 3. Крепление стеньги к мачте:
1 — мачта; 2 — эзельгофт; 3 — стеньга; 4 — стень-ванты; 5 —шлагтов; 6 — лон-госалинги; 7 — чиксы; 8 — путенс-ван* ты; 9 — краспицы
 

 

Деревянный или металлический брус, укрепленный на носу судна и выступающий впереди форштевня, называется буш притом. Бушприт может иметь продолжение в виде утлегаря.

Мачты, стеньги и бушприт закрепляются в определенном положении при помощи специальных снастей, которые называются стоячим такелажем рангоута. Стоячий такелаж изготавливается из жесткого стального троса. В зависимости от направления, с которого он поддерживает рангоут, стоячий такелаж разделяется на штаги, ванты, бакштаги и фордуны (см. рис. 1).

Штагами называются снасти, проходящие в диаметральной плоскости судна и поддерживающие рангоут спереди. В свою очередь штаги, соединяющие топы мачт, называются топ-штагами или штаг-карнаками; поддерживающие рангоут сзади — контрштагами (ахтер-штагами). С боков мачты раскрепляются снастями, которые называются вантами.

Бакштагами называются снасти, поддерживающие с боков стеньги. Они проходят от топа стеньги до палубы. Помимо бакштагов, стеньги могут удерживаться с боков также и вантами, но они идут от топа стеньги только до ее шпора. Снасти, поддерживающие стеньги с боков и одновременно сзади, называются фордунами.

Конец снасти, закрепленный на рангоуте, называется коренным, а второй — ходовым. Ходовые концы снастей стоячего такелажа присоединяются к талрепам, при помощи которых обтягивается такелаж.

Нижние концы талрепов прикрепляются к обухам на палубе или металлическими полосами на борту судна — вант-пу-т е н с а м и.

На мачтах и стеньгах закрепляются реи, гики и гафели. Реями называются части рангоута, закрепленные у мачты или стеньги за середину, а закрепленные одним из концов--гафелем (сверху) или гиком (внизу). Реи, гики и гафели называются по мачтам, на которых они закреплены (см. рис. 1).

Приспособления, при помощи которых реи, гики и гафели присоединяются к мачтам и стеньгам, называются бейфутами. Снасти, при помощи которых управляют реями, гиками и гафелями называются бегучим такелажем рангоута.