Как уже упоминалось, рангоут на парусных судах служит для несения
парусов, которые прикрепляются либо непосредственно к рангоуту, либо к
его стоячему такелажу (см. ниже).
Рангоут парусного судна (рис. 1) состоит из мачт, стеньг, бушприта и
утлегаря, реев, гафелей и гиков. Мачты, стеньги и бушприты на судне
устанавливают неподвижно.
Мачтами называется вертикально установленный рангоут.
При наличии на судне трех мачт первая от носа называется фок-мачтой,
вторая — грот-мачтой, а последняя — бизань-мачтой. На двухмачтовых судах
первая мачта обычно называется фок-мачтой, а вторая — грот-мачтой.
Встречаются суда, у которых первая мачта больше второй. В этом случае
первая мачта называется гротом, а вторая — бизанью.
На больших парусных судах с высоким рангоутом мачты состоят из
нескольких отдельных частей. Нижнюю часть называют колонной мачты или
просто мачтой, а верхние части —
стеньгами. В зависимости от размеров рангоута на одной мачте может быть
несколько стеньг, которые в этом случае называются снизу вверх: стеньга,
брам-стеньга, бом-брам-стеньга. Верхняя часть бом-брам-стеньги
называется флагштоком.
Стеньги получают наименование от мачт, к которым они относятся. Так, на
фок-мачте стеньги называются: фор-стеньга, фор-брам-стеньга; на
грот-матче — грот-стеньга и т. д.
Исключение составляют стеньги бизань-мачты, которые именуются
крюйс-стеньгами.
Нижние концы мачт и стеньг называются шпорами,
верхние— топами. Шпор мачты закрепляется в специальном башмаке— степсе,
установленном на кильсоне.
В месте прохождения через палубу мачта закрепляется при помощи
специальной рамы, называемой пяртнерсом (рис. 2). В этом случае вокруг
мачты делается пояс из просмоленной или окрашенной парусины — брюканец,
укоторый препятствует проникновению воды внутрь судна.
На топе мачты укрепляется стеньга, как показано на рис. 3. Площадка,
устроенная в месте соединения стеньги с мачтой, называется марсом, а на
месте соединения брам-стеньги со стеньгой — салингом. Подобным же
образом к стеньге присоединяется брам-стеньга и т. д.
Деревянный или металлический брус, укрепленный на
носу судна и выступающий впереди форштевня, называется буш притом.
Бушприт может иметь продолжение в виде утлегаря.
Мачты, стеньги и бушприт закрепляются в определенном положении при
помощи специальных снастей, которые называются стоячим такелажем
рангоута. Стоячий такелаж изготавливается из жесткого стального троса. В
зависимости от направления, с которого он поддерживает рангоут, стоячий
такелаж разделяется на штаги, ванты, бакштаги и фордуны (см. рис. 1).
Штагами называются снасти, проходящие в диаметральной плоскости судна и
поддерживающие рангоут спереди. В свою очередь штаги, соединяющие топы
мачт, называются топ-штагами или штаг-карнаками; поддерживающие рангоут
сзади — контрштагами (ахтер-штагами). С боков мачты раскрепляются
снастями, которые называются вантами.
Бакштагами называются снасти, поддерживающие с боков стеньги. Они
проходят от топа стеньги до палубы. Помимо бакштагов, стеньги могут
удерживаться с боков также и вантами, но они идут от топа стеньги только
до ее шпора. Снасти, поддерживающие стеньги с боков и одновременно
сзади, называются фордунами.
Конец снасти, закрепленный на рангоуте, называется коренным, а второй —
ходовым. Ходовые концы снастей стоячего такелажа присоединяются к
талрепам, при помощи которых обтягивается такелаж.
Нижние концы талрепов прикрепляются к обухам на палубе или
металлическими полосами на борту судна — вант-пу-т е н с а м и.
На мачтах и стеньгах закрепляются реи, гики и гафели. Реями называются
части рангоута, закрепленные у мачты или стеньги за середину, а
закрепленные одним из концов--гафелем (сверху) или гиком (внизу). Реи,
гики и гафели называются по мачтам, на которых они закреплены (см. рис.
1).
Приспособления, при помощи которых реи, гики и гафели присоединяются к
мачтам и стеньгам, называются бейфутами. Снасти, при помощи которых
управляют реями, гиками и гафелями называются бегучим такелажем
рангоута.