Парусные суда мира

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Приложение 1
 


Парусные суда мира

 


Уделив основное внимание русским и советским учебным парусным кораблям (эта книга о них), посмотрим теперь, что делается «за морями», на каких кораблях плавают наши соперники моряки-парусники. Это можно сделать, обратившись к нижеприведенной краткой справке.

Аргентина. Располагает крупным и относительно новым учебным парусным кораблем «Либертад» (здесь и далее в скобках указаны год постройки — 1960, водоизмещение — 3720 т, площадь парусности — 2652 м2). На нем проходят практику курсанты военно-морских учебных заведений, очевидно, потому на борту «Либертад», единственном из всех судов, участвующих в СТА, имеется артиллерия. Парусник — отличный ходок: если верить опубликованной информации, ему известна скорость 18 уз, но в числе победителей судно не значилось ни разу.

Народная Республика Болгария. Примерно в 1982 г. построено учебное судно «Калиакра» по заказу на Гданьской судоверфи им. В. И. Ленина из серии баркентин типа «Искра-Н» (водоизмещение — 500 т, площадь парусности — 700 м2).

Великобритания. Известен успешно плававший некогда барк «Аретлис» (1866 г.), прослуживший до 20-х гг. XX столетия. В начале XX в. английский флот плавающих учебно-парусных судов пришел в упадок, но в 70-х гг. появились однотипные трехмачтовые марсельные шхуны «Сэр Уинстон Черчилль» (1966 г.) и «Малькольм Миллер» (1968 г.). Шхуны имеют гафельные фок и грот, а также бермудскую бизань. В 1971 г. Англия получила еще одно учебно-парусное судно «Роялист» (водоизмещение — 320 т, площадь парусности — 581 м ) — миниатюрный бриг. Автор проекта К- Мьюди, известный создатель проектов ветроходов будущего. На «Роялисте» смешанная система вооружения: его довольно быстро можно преобразовать из брига в бригантину (достаточно поднять на кормовой мачте вместо прямых парусов косой) или в стаксельную шхуну (удалить реи с обеих мачт). Как гонщик «Роялист» себя не проявил.

Венесуэла. Имеет учебный барк «Симон Боливар» (1980 г., 1260 т, 1650 м2).

Германская Демократическая Республика. Владеет небольшой (1951 г., 507 т, 569 м2) бригантиной «Вильгельм Пик», названной в честь первого президента ГДР. Приписана к мореходной школе им. А. Лютген-са в Варнемюнде. Особенностью ее парусного вооружения является маленький треугольный парус мунсель («лунный» парус), своей длинной нижней шкаториной растягиваемый по фор-бом-брам-рею над фор-бом-брамселем. Бригантина неоднократно посещала порты Советского Союза на Балтике и в Черном море. Малые размеры бригантины, даже с учетом гандикапа, не позволяют ей на равных соревноваться с парусными гигантами, но благодаря высокой квалификации экипажа надежда на успех этого 37-летнего судна остается.

Гонконг. Имеет учебное судно «Джи Фанг».
Греция. Эксплуатирует трехмачтовую марсельную шхуну «Еугене Еугенидес» (1929 г., 1300 т, 1540 м2). В регатах СТА эта шхуна не очень активна.

Дания. В СТА участвуют парусник «Данмарк» — флагман датского отряда, корабль полного парусного вооружения (1932 г., 1000 т, 1636 м2), в годы второй мировой войны судно плавало под флагом США, также выполняя функции учебного; учебное парусное судно «Георг Стейдж-П» (1935 г.), получило в наследство имя парусного корабля «Георг Стейдж-I», названного в честь сына хорошо известного в стране капитана Стейджа, который подарил судно правительству (оно погибло в 1905 г.). Судно «Георг Стейдж-П» зрительно воспринимается как модель «Данмарка», исполненная в масштабе 1:1,5. (Водоизмещение — 784 т, площадь парусности — 865 м2). Третье учебное парусное судно постройки 1935 г.— совсем маленькая двухмачтовая марсельная шхуна «Лилля Дан» вместимостью 95 per. т.

Индонезия. Каботажные плавания по-прежнему обеспечивают преимущественно парусные суда. Имеется учебная баркентина «Деварутжи» («Кри Деваручи»), построенная в ФРГ в 1953 г. по заказу ВМС Индонезии. (Водоизмещение — 886 т, площадь парусности — около 1100 м2).

Испания. Некогда владела крупнейшим парусным флотом военных судов. В настоящее время представлена в СТА четырехмачтовой марсельной шхуной «Хуан Себастьян де Элькано» (1927 г., 3697 т, 2467 м ), названной так в честь испанского моряка, сподвижника Ф. Магеллана.

Италия. Во флоте СТА представлена кораблем «Америго Веспуччи» (1931 г., 3600 т, 2581 м2), внешне напоминающим старинный трехдеч-ный линейный корабль, его трудно спутать с каким-либо другим парусником. Однако для гонок это судно, полное и тяжелое, не годится, что не мешает ему работать по своему прямому назначению — обеспечивать практику курсантов военно-морской академии.

Колумбия. Владеет прекрасным и молодым барком «Глория». Построен в 1972 г. на верфи Бильбао, на которой в разгар дискуссии о пользе парусных практик одно за другим построили несколько новых учебных парусных судов. (Водоизмещение — около 1300 т, площадь парусности — 1400 м2). В регатах СТА «Глория», несмотря на свою силу и молодость, красоту и звучное имя, себя еще не проявила.

Мексика. Имеет учебное судно «Куатемок».

Норвегия. Эта страна моряков и корабелов, известный мировой поставщик морской электроники и автоматики, занимает чуть ли не первое место в мире по числу квадратных метров учебных парусов, приходящихся на каждого жителя. В СТА представлена тремя судами: барком «Статсраад Лемкуль» (1914 г., 3230 т, 2000 м2), героем регаты СТА 1960 (на одной из дистанций) и 1970 гг.; кораблем «Сорландет», который, несмотря на свои скромные размеры (568 per. т), смог стать победителем регаты 1966 г.; более крупным кораблем «Кристиан Радиш» (1937 г., 1280 т, 1234 м2). В годы второй мировой войны это судно вынуждено было служить базой подводных лодок фашистского флота, затем оказалось затоплено. «Кристиан Радйш» — фаворит гонок 1956 и 1964 гг., активнейший участник мероприятий СТА.

Польская Народная Республика. Владеет отличным флотом учебных парусных судов. Не так давно (до 1977 г.) еще плавала трехмачтовая гафельная шхуна «Искра-I» голландской постройки (1917 г., 560 т, 680 м2). Хорошо известна шхуна «Завиша Чарны», которую называют учебно-прогулочной молодежной яхтой; принадлежит Союзу польских харцеров; названа по имени польского рыцаря, погибшего в битве под Грюн вальдом.

Самое популярное из польских учебных судов — фрегат «Дар По-можа» (1909 г., 2975 т, 1900 м2), победитель гонок регат СТА 1938, 1972, 1980 гг. Фрегат гамбургской постройки сразу же проектировался как учебное судно (для германских ВМС), но служил и базой подводных лодок, и яхтой частного лица. В 1929 г. был куплен Польшей. В годы второй мировой войны фрегат был интернирован и несколько лет пробыл в Швеции. После войны он вновь стал флагманом польского учебного флота. Из 300 с лишним тысяч миль, пройденных парусником, большая часть была проделана под командованием «коменданта», так по традиции в Польше называют капитанов парусных учебных судов, замечательного моряка К. Юркевича. Сейчас судно «Дар Поможа»,
бывшее учебное судно Высшего мореходного училища (г. Гдыня), стало музеем, для него построен специальный док. Эстафету флагмана от него приняло новое судно «Дар Млодзежи», в 1982 г. спущенное на Гданьской верфи им. В. И. Ленина. На год старше «Дара Млодзежи» учебное судно Высшей военно-морской школы имени героев Вестерплятте (г. Гдыня) —баркентина «Искра-Н» (500 т., 700 м2), также детище Гданьской верфи им. В. И. Ленина.

Особого внимания заслуживает баркентина «Погория», спущенная на воду в январе 1980 г. на Гданьской верфи им. В. И. Ленина. (Длина с бушпритом — 46,8 м, между перпендикулярами — 34,5 м, ширина — 8 м, осадка — 3,7 м, водоизмещение стандартное — 342 т, общая площадь парусов — 1050 м2). Завышенная площадь парусности рассчитана на слабые ветра; при усилении убираются все прямые паруса на фок-мачте и большие стаксели с кливерами и триселями обеспечивают безопасное плавание при достаточной скорости. Судно снабжено двигателем — дизелем 228 кВт. Экипаж — 21 человек, число курсантов — 33 человека.

Португалия. Некогда владела учебным судном «Сагреш-I», своим именем повторявшим название географического пункта, в котором возникла одна из самых первых в мире мореходных школ. В 1962 г. приобрела учебное судно «Сагреш-И» (1938 г., бывш. «Альберт Лео Шлагетер», Германия, 1946 г.— «Гуанабара», США, 1948 г.— «Санта Андре», Бразилия). Водоизмещение— 1725 т, площадь парусности— 1976 м2.

Соединенные Штаты Америки. Владеют барком «Игл» (бывш. «Хорст Вессель», Германия), приписанным к Академии береговой охраны, также однотипным с черноморским барком «Товарищ-Н». (Водоизмещение— 1784 т, площадь парусности— 1983 м2). Под американским флагом плавает с 1946 г. Числится хорошим ходоком (под парусами показывал скорость до 18 уз), но в регатах себя не проявил.

Социалистическая Республика Румыния. Имеет судно постройки 1938 г.— барк «Мирча», однотипный с барком «Товарищ-Н». Оно названо по имени предводителя войск, успешно противостоявших турецким войскам (князь Мирча, Добруджа, XIV в.). Водоизмещение— 1604 т, площадь парусности — 1750 м2.

Федеративная -Республика Германии. С 1900 г. существует Союз учебных кораблей. В разное время под эгидой Союза плавали следующие суда: «Великая герцогиня Элизабет» (1901 г., 2390 т, 2060 м2) —трехмачтовый корабль полного вооружения, который успешно плавал в период с 1901 по 1932 г., затем был превращен в стационарное учебное судно Гамбургской мореходной школы. В 1946 г. судно по репарации было передано Франции, где плавало под именем «Герцогиня Анна». Классического вида барк «Великий Герцог Фридрих Август» (1914 г., 3230 т, 2000 м2) более известен под своим последним именем «Статсраад Лемкуль» — еще в 1920 г., через шесть лет после рождения, был куплен Норвежским союзом учебных судов (Берген). Учебный корабль «Дейч-ланд» (1927 г., 2420 т, 1950 м2) успешно плавал до войны, в 1945 г. превратился в плавучий госпиталь (Любек), с 1952 г. он — стационарная плавучая школа Союза учебных кораблей. Трагичной была судьба барка — учебного судна «Поммерн» (3100 т, 1950 м2). Цепочка его прошлых имен: «Саксон» (Великобритания), «Амазис» (Норвегия), «Эльфрида» (Германия, собственность братьев Виннен). В ранге учебного судно проплавало лишь три месяца. В феврале 1928 г. в борьбе с ураганом, заставшим его в Английском канале, оно потеряло мачты и получило тяжелые повреждения. Никто из команды и учеников не погиб, но судно чуть позже пошло на слом.

Северогерманский Ллойд перед войной эксплуатировал учебное судно «Коммодор Енсен» (нынешний «Седов»). Наконец, сейчас успешно плавает барк «Горх Фок-Н» {1810 т, 1964 м2), учебное судно Высшего военно-морского училища (Киль), фаворит гонок 1960, 1962 и 1966 гг., имеет хорошие ходовые качества, способно за сутки пройти, как было зафиксировано однажды, 298 миль и почти 1000 миль за четверо ходовых суток (результаты гонки 1974 г.).

Франция. Имеет два парусных учебных судна постройки 1932 г. «Бель пуль» и «Этуаль». Это — однотипные гафельные шхуны с марселем на фок-мачте, учебные суда ВМС (227 т, 425 м2). Активно участвуют в мероприятиях СТА.
Чили. Владеет баркентиной «Эсмеральда» (3673 т, 2870 м2). Некогда учебное судно, с приходом режима Пиночета на какое-то время превращенное в плавучую тюрьму, что стало причиной изоляции, в которой судно оказывалось на последних слетах парусников.

Швеция. Располагает двумя гафельными шхунами «Гладан» и «Фалькен» (постройки 1946 и 1947 гг.). Использовались для учебных целей ВМС в первые послевоенные годы. Шхуна «Гладан» (500 т, 700 м2) в 1972 г. стала победителем в своем классе «Б».

Эквадор. Учебный барк «Гуайас» (1976 г., 1400 т, 1555 м2).

Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Трехмачтовая гафельная шхуна «Ядран» (1931 г., 720 т, 850 м2).

Япония. Два больших четырехмачтовых барка «Ниппон мару» и «Кайво мару» (оба постройки 1930 г., 4300 т, 2500 м2). Они спроектированы и используются как учебные. В регатах СТА не участвуют, так как место сбора судов и район проведения регат очень далеки от Японии. Однако оба эти парусника, достигнув 56-летнего возраста, в 1986 г. прекратили плавание. Но им на смену (1986 г.) пришел парусник «Ниппон мару-II». Следует отметить, что проект судна создавался в основном с помощью ЭВМ, самых современных технологии и материалов. По своему внешнему виду судно копирует своих предшественников. Этот четырехмачтовый барк общей площадью парусов 2760 м2 имеет два дизеля суммарной мощностью 2200 кВт, оно может принять на борт 120 кадетов. Судно построено на верфи «Сумитомо» по заказу ВМС страны. Есть еще одно, менее приметное учебно-парусное судно,— «Синара».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..