БАРК «ТОВАРИЩ-11»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

БАРК «ТОВАРИЩ-11»

 


Мы уже говорили о том, что во флоте издавна сложилась традиция передачи славных имен как эстафеты от одного корабля к другому, нередко технически более совершенному. Это помогает поддерживать лучшие из морских традиций прошлого. Такое не раз бывало в истории русского и советского флота. Именно так произошло и с именем судна «Товарищ», которое носил парусник, потопленный гитлеровцами во время Великой Отечественной войны у входа в порт Мариуполь. Это имя унаследовал другой парусник, после войны поднятый со дна моря в районе балтийского порта Штральзунд. Бывшее учебное судно германского военно-морского флота барк «Горх Фок-I» передали по репарации Советскому Союзу и впоследствии оно под именем «Товарищ-П» получило право плавать под Государственным флагом СССР.

Барк, построенный в 1933 г. в Гамбурге, относится к известной серии из пяти судов, построенных на верфи «Блом и Фосс». Все пять судов серии, весьма близкие по своим характеристикам, занимают видное место в парусном мире. Все они сегодня учебные и, несмотря на почтенный возраст, до сих пор остаются в строю, участвуют в Операциях Парус.

Первое судно этой серии — герой нашего рассказа, второе — «Игл» (ранее «Хорст Вессель»), с 1936 (года постройки) было учебным и принадлежало германскому военно-морскому флоту. После войны оно перешло к США в качестве трофея, было капитально отремонтировано и используется сейчас весьма интенсивно как учебное судно военно-морской академии США. Участвовало во многих встречах по программе Операция Парус, но призовых мест не занимало. Третье судно — «Сагреш-П» (ранее «Альберт Лео Шлаге-тер») —с 1937 (года постройки) входило в состав учебных кораблей военно-морского флота Германии. По окончании второй мировой войны передано США и получило имя «Гуанабара». В 1948 г. судно было продано Бразилии и стало называться «Санта Андре». В 1962 г. состоялась третья смена флага — его перекупила Португалия, владеющая парусником и поныне; носит имя города Сагреш, в котором была впервые в мире организована морская школа.
 

 

 

 

 

«Товарищ-11»

 

 

 

«Товарищ-11» под парусами

 

 

«Игл»

 

 

 

Четвертое судно — «Мирча», построенное по заказу Румынии еще при буржуазном правительстве как учебное, бессменно плавает под военно-морским флагом этой страны.

Наконец, пятое, последнее судно этой серии «Горх Фок-П» было построено в 1958 г. После капитального ремонта, проведенного в 1966 г. в Гамбурге, этот барк считается одним из лучших ходоков среди современных учебнопарусных судов.

Первые послевоенные мили в 1951 г. «Товарищ-П» прошел по Балтике. А первым его капитаном был известный моряк И. В. Трескин. Легко себе представить, насколько трудными были эти мили, если припомнить минную обстановку того послевоенного времени. После ремонта в Висмаре и Лиепае, а также после недолгого пребывания в Ленинграде «Товарищ-П», приписанный к Херсонскому мореходному училищу, направился вокруг Европы в Одессу.

Кажется, первое значительное плавание парусника состоялось в 1957 г., когда им уже командовал опытный парусный моряк В. В. Васильев. Третьим помощником капитана тогда был О. П. Ванденко, будущий бессменный в течение многих лет капитан «Товарища-П». Рейс был продолжительным и далеким: из Черного моря вокруг Африки, к берегам Индонезии, Индии и обратно в Одессу. Тогда «Товарищ-П» после восстановления впервые пересек экватор.

Самые яркие факты новой биографии парусника связаны, наверное, с именем капитана О. П. Ванденко, появившегося некогда на судне курсантом, начавшего службу на нем четвертым помощником капитана и более 20 лет командовавшего парусником.

В 1972 г. в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по случаю 175-летия американского фрегата «Констеллейшн», ныне корабля-музея, через два года — в Операции Парус в Гдыне, еще через два года, в 1976 г., в Нью-Йорке, и в обеих регатах победил. Примечательно, что в этих гонках «Товарищ-П» непосредственно соревновался со своим собратом парусником «Горх Фок-П», фаворитом гонок предыдущих лет. Западногерманское судно чуть крупнее барка «Товарищ-П», больше и площадь его парусов и число рук, готовых работать с ними. А если анализировать скоростные возможности

судов, то имеет смысл обратить внимание на подводные части корпусов этих судов: у последнего парусника серии гладкий, сварной, а не клепаный корпус, как у предыдущих судов. По-видимому, капитан барка «Товарищ-II» — из числа тех, кто, как было принято раньше говорить, может прибавить пол-узла любому судну. И таких капитанов, будем надеяться, по сей день готовит эта школа под парусами.




 

 

«Сагреш-II»

 

 

 

 

«Мирна»

 

 

 

 

«Горх Фок-II»

 

 

 

 

В одном из давних интервью О. П. Ванденко спросили о том, насколько резонно человеку, которому завтра предстоит водить атомоходы, учиться на

«гриновском кораблике». Ответ был таким: «На паруснике моряк и море — глаза в глаза, здесь гораздо острее, каждой жилкой чувствуешь ежесекундное взаимодействие судна, ветра и волн, здесь в повседневном тяжелом труде взращиваются в человеке ценнейшие качества: коллективизм, взаимовыручка, умение не теряться в сложных переделках... Бывает, после парусной практики некоторые курсанты подают заявления с просьбой отчислить их из училища... Считаю, что эти парни достойны уважения. Каждый из них нашел в себе мужество честно сказать: я взялся не за свое дело».

Для остальных успешное окончание плавания на паруснике означает, что они сдали очень важный экзамен, не фигурирующий в учебных планах, экзамен, не пройдя который, ошибкой было бы приниматься за специальные морские науки.

 

 

 

 

 

Теоретический чертеж барка «Товарищ-11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..