Мы уже говорили о том, что во флоте издавна сложилась традиция передачи
славных имен как эстафеты от одного корабля к другому, нередко
технически более совершенному. Это помогает поддерживать лучшие из
морских традиций прошлого. Такое не раз бывало в истории русского и
советского флота. Именно так произошло и с именем судна «Товарищ»,
которое носил парусник, потопленный гитлеровцами во время Великой
Отечественной войны у входа в порт Мариуполь. Это имя унаследовал другой
парусник, после войны поднятый со дна моря в районе балтийского порта
Штральзунд. Бывшее учебное судно германского военно-морского флота барк
«Горх Фок-I» передали по репарации Советскому Союзу и впоследствии оно
под именем «Товарищ-П» получило право плавать под Государственным флагом
СССР.
Барк, построенный в 1933 г. в Гамбурге, относится к известной серии из
пяти судов, построенных на верфи «Блом и Фосс». Все пять судов серии,
весьма близкие по своим характеристикам, занимают видное место в
парусном мире. Все они сегодня учебные и, несмотря на почтенный возраст,
до сих пор остаются в строю, участвуют в Операциях Парус.
Первое судно этой серии — герой нашего рассказа, второе — «Игл» (ранее «Хорст
Вессель»), с 1936 (года постройки) было учебным и принадлежало
германскому военно-морскому флоту. После войны оно перешло к США в
качестве трофея, было капитально отремонтировано и используется сейчас
весьма интенсивно как учебное судно военно-морской академии США.
Участвовало во многих встречах по программе Операция Парус, но призовых
мест не занимало. Третье судно — «Сагреш-П» (ранее «Альберт Лео
Шлаге-тер») —с 1937 (года постройки) входило в состав учебных кораблей
военно-морского флота Германии. По окончании второй мировой войны
передано США и получило имя «Гуанабара». В 1948 г. судно было продано
Бразилии и стало называться «Санта Андре». В 1962 г. состоялась третья
смена флага — его перекупила Португалия, владеющая парусником и поныне;
носит имя города Сагреш, в котором была впервые в мире организована
морская школа.
«Товарищ-11»
«Товарищ-11» под парусами
«Игл»
Четвертое судно — «Мирча», построенное по заказу
Румынии еще при буржуазном правительстве как учебное, бессменно плавает
под военно-морским флагом этой страны.
Наконец, пятое, последнее судно этой серии «Горх Фок-П» было построено в
1958 г. После капитального ремонта, проведенного в 1966 г. в Гамбурге,
этот барк считается одним из лучших ходоков среди современных
учебнопарусных судов.
Первые послевоенные мили в 1951 г. «Товарищ-П» прошел по Балтике. А
первым его капитаном был известный моряк И. В. Трескин. Легко себе
представить, насколько трудными были эти мили, если припомнить минную
обстановку того послевоенного времени. После ремонта в Висмаре и Лиепае,
а также после недолгого пребывания в Ленинграде «Товарищ-П», приписанный
к Херсонскому мореходному училищу, направился вокруг Европы в Одессу.
Кажется, первое значительное плавание парусника состоялось в 1957 г.,
когда им уже командовал опытный парусный моряк В. В. Васильев. Третьим
помощником капитана тогда был О. П. Ванденко, будущий бессменный в
течение многих лет капитан «Товарища-П». Рейс был продолжительным и
далеким: из Черного моря вокруг Африки, к берегам Индонезии, Индии и
обратно в Одессу. Тогда «Товарищ-П» после восстановления впервые пересек
экватор.
Самые яркие факты новой биографии парусника связаны, наверное, с именем
капитана О. П. Ванденко, появившегося некогда на судне курсантом,
начавшего службу на нем четвертым помощником капитана и более 20 лет
командовавшего парусником.
В 1972 г. в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по
случаю 175-летия американского фрегата «Констеллейшн», ныне
корабля-музея, через два года — в Операции Парус в Гдыне, еще через два
года, в 1976 г., в Нью-Йорке, и в обеих регатах победил. Примечательно,
что в этих гонках «Товарищ-П» непосредственно соревновался со своим
собратом парусником «Горх Фок-П», фаворитом гонок предыдущих лет.
Западногерманское судно чуть крупнее барка «Товарищ-П», больше и площадь
его парусов и число рук, готовых работать с ними. А если анализировать
скоростные возможности
судов, то имеет смысл обратить внимание на
подводные части корпусов этих судов: у последнего парусника серии
гладкий, сварной, а не клепаный корпус, как у предыдущих судов.
По-видимому, капитан барка «Товарищ-II» — из числа тех, кто, как было
принято раньше говорить, может прибавить пол-узла любому судну. И таких
капитанов, будем надеяться, по сей день готовит эта школа под парусами.
«Сагреш-II»
«Мирна»
«Горх Фок-II»
В одном из давних интервью О. П. Ванденко спросили
о том, насколько резонно человеку, которому завтра предстоит водить
атомоходы, учиться на
«гриновском кораблике». Ответ был таким: «На
паруснике моряк и море — глаза в глаза, здесь гораздо острее, каждой
жилкой чувствуешь ежесекундное взаимодействие судна, ветра и волн, здесь
в повседневном тяжелом труде взращиваются в человеке ценнейшие качества:
коллективизм, взаимовыручка, умение не теряться в сложных переделках...
Бывает, после парусной практики некоторые курсанты подают заявления с
просьбой отчислить их из училища... Считаю, что эти парни достойны
уважения. Каждый из них нашел в себе мужество честно сказать: я взялся
не за свое дело».
Для остальных успешное окончание плавания на паруснике означает, что они
сдали очень важный экзамен, не фигурирующий в учебных планах, экзамен,
не пройдя который, ошибкой было бы приниматься за специальные морские
науки.