Постановка парусов. Техника безопасности на парусниках

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 


КАК УПРАВЛЯТЬ ПАРУСНЫМ СУДНОМ?

 

Постановка парусов. Техника безопасности на парусниках

 

 

 

Постановка парусов и техника... «без опасности». Парус работает как движитель лишь тогда, когда он хорошо растянут и подставляет всю свою площадь ветру. Для этого нужно растянуть его по высоте и ширине, или, как выражаются моряки, «поставить парус». Заметим, что прямые паруса, исходно привязанные к рею,— ставят и убирают, а косые — трисели, стаксели, кливера и т. п.— поднимают и спускают.

Прямой парус своей верхней шкаториной привязывается к рею ревантами. Верхние боковые углы его особенно надежно привязываются специальным тросом — нок-бензелем — к ноку рея. Отсюда они получили название нок-бензельных. Нижние углы прямого паруса называют uifсотовыми углами. При лавировке у нижних прямых парусов (фок и оба грота) фактически они попеременно бывают шкотовыми и галсовыми. Для уборки паруса существуют снасти бегучего такелажа — гитовы и гордени, из которых первые подтягивают нижние, шкотовые углы паруса к ноку, а вторые — нижнюю шкаторину паруса к самому рею. Они именуются: нок- и бык-гордени. Если имеется по три горденя с каждой стороны рея, то их называют наружный, средний и внутренний гордени. С помощью гитовов и горденей парус можно убрать, подтянуть к рею, а затем закрепить его сезнями.

Для того чтобы растянуть парус, на подвижном рее (верхний марса-рей, верхний брам-рей, бом-брам-рей) добавляется еще одна снасть — марса-фал, брам-фал, бом-брам-фал.

Чтобы освободить закрепленные на реях паруса, играется аврал, но не телекиношный «парусный аврал», а настоящий: марсовых посылают на мачты по команде: «Пошел наверх прямые паруса отдавать!» Матросы и курсанты, расписанные по мачтам и реям, поднимаются по наветренным вантам, расходятся по реям, отдают сезни, и по команде командира мачты-вываливают парус с рея. Оставив паруса висящими на гитовах и горденях, все марсовые одновременно опускаются на палубу и расходятся по своим снастям. Собственно постановка парусов производится уже с палубы.

Для постановки прямого паруса, убранного к рею на гитовах и горденях, достаточно отдать гитовы и гордени, а затем растянуть нижние, шкотовые, углы шкотами к нокам расположенного ниже рея. В тех случаях, когда ставится парус с подвижным реем (прикрепленным своей серединой на ползуне к стеньге бейфутом), поступают иначе: сначала парус, висящий под реем, растягивается шкотами и крепится у ниже

расположенного рея, затем фалом поднимается сам рей. При этом парус постепенно растягивается до полного своего раскрытия.

Для организованной постановки одного или нескольких парусов с мостика вначале подается предварительная команда, например: «На фалы и шкоты верхних марселей!» Затем, когда матросы займут свои места по снастям, подается следующая команда: «Верхние марсели ставить!» Командиры мачт, подчиняясь распоряжению с мостика, отдают приказания расписанным по своей мачте: «Гитовы и гордени травить, шкоты выбирать и крепить!» После этого подается команда: «Пошел марса-фал!» Марса-рей поднимается до заданной отметки, свидетельствующей, что парус поставлен хорошо. За этим следуют команды: «Стоп марса-фал!», «Концы и снасти убрать и уложить, подвахтенным вниз!» Так или примерно так осуществляют постановку каждого прямого паруса или всех парусов одновременно.

Косые паруса, такие, как трисели, стаксели, кливера и т. п., поднимаются фалами и растягиваются шкотами. Для спуска косых парусов существует снасть — нирал, с помощью которой осаживают парус к палубе.

Палуба, мачты, реи парусного судна всегда были и будут зоной повышенной опасности, но беды можно и нужно избежать, если беспрекословно выполнять простые правила. Вот основные из их числа.

К работам на мачтах следует допускать только юношей, уже достигших 18-летнего возраста. Курсанты морских училищ и школ профтехобразования, проходящие плавательную практику на учебных парусных судах, допускаются к работам на мачтах лишь под руководством судовых специалистов, независимо от возраста практикантов.

При выполнении верхолазных работ на мачтах требуется четко соблюдать правила техники безопасности, уставные требования и годами выработанные нормы хорошей морской практики. Каждого матроса или курсанта нужно снабдить специальным страховочным поясом, чем-то напоминающим обычные пояса пожарных. Поднявшись на мачту, необходимо сразу пристегнуть себя карабином к надежным деталям рангоута и стоячего такелажа.

Одежда моряка-парусника играет особую роль для безопасности работы на реях и вантах. Она должна быть легкой, а в зймнее время теплой, но не стесняющей движений. Обувь не должна скользить по выбленкам и пертам. Летом лучше всего на вахту надевать крепкие ботинки, а зимой — сапоги. Обувь без каблуков при работе наверху не допускается. Подъем на мачту в спортивной обуви с тонкой и гибкой подошвой или босиком способствует появлению сильных болей в голеностопном суставе, вызывает повышенную утомляемость. Категорически запрещается работать на мачтах в спортивной обуви, так как ноги в такой обуви легко соскальзывают, что может стать причиной несчастного случая. Категорически запрещено применять и обычные парусиновые рукавицы, так как из них выскальзывают руки. Лучше всего при работе на мачтах вообще не пользоваться ни рукавицами, ни однопалыми варежками, ни старыми изношенными, не по руке перчатками. В зимнее время допускается использовать сухие, плотно облегающие кисть руки пятипалые перчатки. Небезопасна работа на мачтах любителей модных длинных волос, не упрятанных надежно под головной убор, вблизи блоков и подвижных снастей.

В снаряжение моряка-парусника, работающего на мачте, должен входить только боцманский нож со свайкой на специальном шкерте, прикрепленном к поясу матроса. В случае необходимости разрешается подъем на мачту с другим такелажным инструментом, который следует снабдить специальной лямкой (надеваемой через плечо). Весь поднимаемый на мачту инструмент боцман учитывает поштучно. Он же собирает его по счету по окончании работ, чтобы оставленный кем-нибудь по рассеянности на мачте инструмент во время качки не упал вниз и не ранил человека на палубе.

Каждого моряка, прибывающего на судно, ждет особый инструктаж по вопросам парусной техники безопасности, ему вручается «Памятка для работы на мачтах», которую он обязан понять и запомнить до мелочей, а самое главное — выполнять ее. В парусном флоте ценятся смелые и крепкие ребята. Но на вантах и реях синоним смелости — дисциплина и разумная морская осмотрительность.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..