Управление парусным судном моряком-парусником

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54 

 

 


КАК УПРАВЛЯТЬ ПАРУСНЫМ СУДНОМ?

 

Управление парусным судном моряком-парусником

 

 

Когда корабль послушен моряку. Управляя парусным судном, моряк принимает в расчет многое: направление и силу ветра, интенсивность и характер волнения, судоходную обстановку в зоне видимости и за ее пределами, наличие течения, глубину места, извилистость фарватера, особенности ходкости судна, его поворотливость и остойчивость, характер загрузки и всхожесть на волну, высоту надводного борта и осадку, инерционность судна в части поступательного движения. Моряк обязан предвидеть возможные изменения направления ветра, всегда неожиданный приход шквала, появление тумана, возможные и невозможные последствия низвержения с небес тропического ливня или снегопада. Мы сможем, однако, здесь остановиться лишь на главном из всего перечисленного, на том, что непосредственно относится к системе судно — паруса — ветер. При этом с минимально возможной полнотой будут рассмотрены основные стандартные маневры и те ситуации, когда экипажу вроде бы и делать ничего не нужно.

При следовании судна прямым курсом многое зависит от его позиции относительно ветра. Морякам часто желают «попутных ветров», но всегда ли они хороши? Отнюдь нет. На фордевинде кормовые паруса отнимают ветер у передних, а само судно, мы уже знаем, неустойчиво на курсе. Попутная волна к тому же часто делает судно предельно валким, и оно легко входит в режим интенсивной качки с борта на борт, что грозит брочингом — катастрофически быстрым разворотом судна бортом, лагом к волне. Авторулевой, способный уверенно работать в таких условиях, еще не создан, надежда в подобных ситуациях — только на опытного рулевого. Бакштаг обеспечивает судну более равномерную загрузку парусов, незначительный дрейф и наивысшую скорость. В галфвинд парусное судно идет почти так же быстро, как и в бакштаг, с умеренным, каким-то даже комфортным, креном. В бейдевинд крен значительнее и постоянная забота рулевого — не «потерять» ветер при бросках судна «на ветер». Этот курс самый невыгодный для скорости движения и дрейфа, но идя именно им, в лавировку (зигзагом) парусник может если не следовать против ветра, то хотя бы подниматься на ветер, правда, возможности крупных судов скромны: грузовая гафельная шхуна не может идти круче к ветру, чем 4—5 румбов (один румб— 11,25°), лучшие клипера ходили до 51 /2 румбов, грузовые суда типа винджам-меров способны идти только до 6 румбов (67,5°!) к ветру. На всех относительно полных курсах рулевой правит по компасу. На курсе бейдевинд он следит только за парусами, держа их на грани заполаскивания, выведение среднего курса по компасу за вахту для прокладки на карте — уже забота штурмана.

Моряку-паруснику полагается внимательно следить за ветром. Если он становится более попутным, то говорят, что ветер отходит. Если ветер меняется так, что курс становится более острым,— ветер заходит. При быстром заходе вахтенная смена может не успеть принять необходимые меры, и судно выйдет из ветра и станет опасно неуправляемым. По этой причине «отходящий» ветер более терпим. Реагируя на изменение ветра или преследуя иные цели, можно заставить судно идти более полным курсом — спуститься или увалиться под ветер. Изменяя направление движения судна так, чтобы курс стал более острым,— приводятся к ветру или поднимаются к ветру. Неустойчивое на прямом курсе судно называют рыскливым, этот термин используют и в несколько другом значении: так, если судно покатилось под ветер, то говорят, что оно увалилось, если бросилось носом к ветру, то оно рыскнуло. Излишняя увальчивость и, тем более, непомерная рыскливость делают плавание беспокойным и утомительным. Настроить судно можно, убирая или добавляя какие-то паруса (меняя положение центра парусности по длине судна), либо просто работая с имеющимися парусами, добирая или потравливая их шкоты, особенно те, что размещены в оконечностях судна. Как-то изменить положение центра бокового сопротивления можно, иначе разместив грузы, например перенеся какие-то самые тяжелые из них с кормы в нос или наоборот.

Поворотом парусного судна называют только такое изменение курса, при котором происходит изменение галса. В частности, повороты выполняются в процессе лавировки, при периодической смене галсов.

Объем и трудоемкость манипуляций с парусами и рангоутом зависят от того, как судно пересекает линию ветра — носом или кормой.
 

 

Поворот оверштаг сопровождается переходом через положение ле-вентик. Соответственно время, затрачиваемое на такой поворот, складывается из периода приведения к ветру и периода спускания под ветер. Ниже перечислим необходимые при этом действия экипажа: при этом выделим четыре ключевых момента (для определенности будем полагать, что поворот совершает барк, исходно следовавший в умеренный ветер под всеми парусами в бейдевинд левого галса):

1. Оверштаг выполняется тем успешнее, чем больше исходный запас скорости, инерции судна. Поэтому нередко до начала поворота ему позволяют приспуститься под ветер и набрать ход. Затем руль кладут на ветер (здесь влево), освобождают передние паруса, мешающие судну привестись — раздергивают фока и кливеров шкоты (оставляя фока-галс закрепленным). Переложенный руль и в не меньшей степени целенаправленно нарушенный баланс сил ветрового давления на паруса заставляют судно уверенно покатиться к ветру.

2. При повороте оверштаг критической ситуацией для судна прямого вооружения оказывается та, при которой прямые паруса начинают обстениваться, ложиться на стеньги, работать в обратную сторону, а заодно и тормозить начатый поворот. Здесь применяют такой порядок действий. Как только фока-реи пересекут линию ветра и с бака доложат «Фок на вантах!», что означает — паруса фок-мачты обстенены, отдаются грота-галс и шкот, грот убирается на гитовы и гордени (подтягивается к рею). С пересечением линии ветра диаметральной плоскостью судна паруса грот-мачты переносятся на новый галс и бизань-гик устанавливается почти в диаметральной плоскости. Если эти действия были быстрыми и успешными, судно продолжит свое вращение (влево).

3. Как только гротовые паруса начнут забирать ветер на новом (правом) галсе, отдается фока-галс, при помощи брасов все фоковые паруса перебрасопливаются на новый галс и равняются по гротовым Шкоты кливеров и стакселя переносят на левую сторону. Судно продолжает катиться по инерции влево. Рулевой рулем одерживает судно.

4. Когда судно приобретает уверенный передний ход, все реи брасопятся, разворачиваются на бейдевинд правого галса, рангоут правят на брасах и топенантах. Рулевой переходит к управлению судном по парусам. Поворот окончен.

Волна и порывистый ветер или неточности в действиях экипажа могут привести к неудаче. В этом случае работа начинается сначала. Но бывает так, что и опытный капитан отказывается от первоначальных намерений, предпочитает оверштагу другой вариант поворота.

Поворот через фордевинд складывается из двух операций: увалива-ния под ветер до пересечения линии ветра кормой и последующего приведения судна к ветру до желаемого курса другого галса. Здесь также можно отметить четыре ключевых момента:

1. Следуя пока что прямым курсом (по-прежнему на левом галсе), убирают на гитовы и гордени грот. Спускают бизань, которую иначе нужно было бы потом рывком перебрасывать с борта на борт. Фоковые паруса и паруса бушприта остаются на своих местах — в бейдевинд (левого) галса.

2. Руль кладут под ветер (право руль), тянут брасы грот-мачты Перебрасопка гротовых парусов продолжается до того момента, когда грот-марсели начинают заполаскивать, перестают тормозить вращение судна. Руль и паруса фок-мачты со своей стороны эффективно способствуют развороту судна. Брасы гротовых парусов продолжают выбирать, удерживая гротовые реи все время в положении левентик, следя таким образом за циркуляцией судна.

3. Когда судно приходит на курс бакштаг еще исходного (левого) галса, брасопят фоковые реи, ставя их прямо — на фордевинд. Кливера при этом попадают в ветровую тень и обвисают, соответствующая слабина шкотов подбирается. Руль остается переложенным на (правый) борт.

4. С приходом судна на курс фордевинд гротовые реи брасопятся на бейдевинд правого галса, затем так же поступают с фоковыми парусами. Шкоты кливеров и стакселя стягиваются слева. Если судно не отличается чрезмерной рыскливостью, то незамедлительно поднимается бизань. В противном случае бизанью начинают пользоваться только после прихода судна на бейдевинд нового (правого) галса, после чего поворот считается законченным.

Яхтсмены и капитаны шхун, имеющие дело с косыми парусами, справедливо считают поворот оверштаг относительно простым и легким маневром, а поворот через фордевинд, сопряженный с переброской гика,— относительно сложным. При выполнении лавировки им не приходится задумываться, каким поворотом сменить галс. Экипажу крупного судна прямого вооружения каждый раз есть над чем подумать. При повороте оверштаг судно проходит сектор в 115—130° и мало теряет наветренную высоту, при повороте через фордевинд судно разворачивается на 215—245°, быстро убегая под ветер, теряя ту же «высоту». Вроде бы оверштаг предпочтителен. Но для его выполнения требуется большая подготовленность экипажа, да и не при любых условиях он получается. Тогда что же — остается поворот через фордевинд? Ответить на этот вопрос может только капитан, который должен принять во внимание все факторы, с перечисления которых мы начали разговор о корабле, послушном моряку.

Нельзя не упомянуть еще об одном маневре — лежании в дрейфе. Если судно пришло в назначенную точку раньше времени, если есть необходимость спустить шлюпку или дать команде, измученной переходом, отдохнуть, нет более благодарного действия, чем лечь в дрейф. Судно при этом с частью парусов, работающих как бы шиворот-навыворот, утрачивает ход вперед и начинает устойчиво без вмешательства человека потихоньку пятиться в основном назад и под ветер.

Исходное положение для перевода судна в дрейф — бейдевинд. Если оно шло более полным ветром, то необходимо вначале привестись. Дальнейшие действия выполняют в три этапа:

1. Убирают и крепят брамсели и бом-брамсели на всех мачтах. Нижние паруса (фок и грот) берут только на гитовы и гордени.

2. Гротовые реи ставятся прямо, на фордевинд, в связи с чем грот-марсели обстениваются. Руль ставят прямо либо отводят несколько на ветер, в зависимости от склонности судна к рысканию или увальчивости.

3. Судно само выбирает позицию относительно ветра, при которой устанавливается новый вариант баланса: фоковые паруса и бизань заставляют судно восходить на ветер, обстененные же гротовые тянут судно назад и уваливают ёго под ветер. При устойчивом ветре и умеренной волне такое равновесие может сохраняться как угодно долго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54