КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРУСНИКОВ ТИПА «ДРУЖБА»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

ПАРУСНИКИ ТИПА «ДРУЖБА»

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРУСНИКОВ ТИПА «ДРУЖБА»

 

 

 

 

Ниже мы рассмотрим технические характеристики судна, которые любезно предоставил нам заслуженный капитан-парусник А. А. Чечулин, страстный собиратель всего, что имеет отношение к парусам, участник разработок проектов этих судов. Часть сведений почерпнута нами из польского морского журнала «Може».
 

 

 

 

Основные характеристики парусника «Дружба»

Длина, м

корпуса....................................94,8

между перпендикулярами . .....................79,4

Ширина на миделе, м..............................14,0

Высота борта, м

до верхней палубы............................10,95

до палубы переборок...............7,8

Средняя осадка от основной, м . . . . ..............6,0

Водоизмещение при расчетной осадке, т..................2946

Число Брюса....................................3,8

Мощность вспомогательного двигателя, кВт.......2X564

Скорость на испытаниях при 85%-ной мощности, уз ... . 11

Автономность плавания, сут..........................45

Экипаж, чел......................................50

Число

преподавателей ..............................6

курсантов..................................144

 

 

Судно строилось под надзором Польского Регистра судов по правилам, согласованным и одобренным Регистром СССР на класс * КМ Ш как учебный парусник, но может использоваться и как туристическое и как научно-исследовательское судно. По своим техническим данным оно соответствует требованиям всех современных международных конвенций, в том числе по безопасности мореплавания, предотвращению загрязнений морскими судами, правил прохождения Кильского и Суэцкого каналов и др. Район плавания почти неограниченный, за исключением приполярных зон.

Судно однокорпусное, трехмачтовое, трехпалубное. Рангоут, такелаж и паруса обслуживаются вручную. Три непрерывные палубы имеют седловатость, верхняя палуба — нормальную погибь бимсов. Корма транцевая с ах-терштевнем открытого типа из листовой стали. Форштевень типичный для парусных судов клиперского типа. Бушприт круглого сечения архитектурно скомпонован как продолжение тянущегося вперед и вверх корпуса. На верхней палубе размещены три одноярусные рубки. На кормовой рубке, имеющей «крылья», вынесенные к бортам, размещен ходовой мостик.

 

 

 

 

 

Общее расположение, продольный разрез и боковой вид, планы палубных рубок, главной и нижней палубы учебного судна «Дружба». Из коллекции А. А. Чечулина

 

 

 

 

Парусное вооружение, боковой вид и вид сверху учебного парусного судна «Дружба». Из коллекции А. А. Чечулина

 

 



Судно имеет полное парусное вооружение. Площадь парусов судов, продолжающих серию, будет на 10% меньше площади парусности судна «Дар Млодзежи» (2963 м2 — у следующего судна серии). Площадь отдельных парусов приведена ниже.

Площадь парусов, м2, парусника «Дружба»

Летучий кливер..................................64,3

Бом-кливер......................................71,3

Кливер........................................72,5

Средний кливер..................................79,3

Фор-стень-стаксель................................71,7

Фок.....................201,5

Нижний фор-марсель...............111,8

Верхний фор-марсель...............113,1

Фор-брамсель..................114,2

 

Фор-бом-брамсель................................111,5

Грот-стень-стаксель................120,0

Грот-брам-стаксель................................78,0

Грот-бом-брам-стаксель............................72,0

Грот.....................201,5

Нижний грот-марсель..............................111,8

Верхний грот-марсель..............................113,1

Грот-брамсель....................................114,2

Грот-бом-брамсель................................111,5

Крюйс-стень-стаксель..............................67,2

Крюйс-брам-стаксель..............................60,4

Крюйс-бом-брам-стаксель............................58,2

Нижний крюйсель (нижний крюйс-марсель).......100,8

Верхний крюйсель (верхний крюйс-марсель)..............91,2

Крюйс-брамсель..................................106,6

Крюйс-бом-брамсель................................75,7

Бизань........................................154,0

Всего................. 2647,0

 

 

 

В рангоутном хозяйстве судна много новинок и интересных деталей. Польские мастера наконец-то отказались от традиционного способа сочленения мачт с их продолжением — стеньгами всех степеней. Оставлены (и не только в качестве символики) марсовые площадки, марсы, салинги и брам-салинги. Но полностью устранены эзельгофты, чиксы, краспицы, шлагтовы и другие атрибуты крепления мачт и прочего, к ним относящегося. Мачты стальные сварные, состоят из двух частей с модифицированным фланцевым соединением. Их характерные размеры и толщины выбраны в соответствии с правилами Германского Ллойда, сохраняющими силу в части рангоута с 1905 г; приведены в приложении 3.

Все мачты наклонены в корму под одинаковым углом (2°) к вертикали. Высота мачт в сборе от КВЛ следующая: фок-мачты — 49,2, грот-мачты — 49,5 и бизань-мачты — 48,4 м. В отличие от традиционных парусников прямого вооружения на судне отсутствуют подъемные реи. Они стационарно закреплены на бейфутах и могут при помощи брасов свободно вращаться по горизонту. Весь стоячий такелаж стальной жесткий. Бегучий такелаж — в основном из синтетических тросов.

Рулевая электрогидравлическая машина обеспечивает перекладку руля от 35° одного борта до 35° другого за 28 секунд. Руль балансирный, пустотелый. Якорное и швартовное устройства оборудованы на базе электрического брашпиля, имеющего две швартовные турачки. Якорь поднимается со скоростью 10 м/мин при глубине 100 м. Имеются три якоря Холла массой по 1500 кг, один из них — запасной. В корме установлен швартовный шпиль. Расположение швартовных кнехтов киповых планок и роульсов обычное судовое. На судне 4 спасательные пятидесятишестиместные шлюпки и 12 десятиместных спасательных плотиков, размещенных на верхней палубе в пластмассовых контейнерах с гидравлическими размыкателями.

Жилые, служебные и хозяйственные помещения расположены на верхней и главной палубах и твиндеке. В состав жилых помещений входят: отдельный салон, каюта капитана с кабинетом, спальней, санузлом; одноместная каюта с изолированным санузлом для старшего помощника капитана; 5 одноместных кают с санузлами для старшего командного состава, 10 одноместных кают для среднего командного состава; 14 двухместных кают для рядового судового состава. Для курсантов предусмотрено 12 двенадцатиместных кубриков. Помещения командного состава находятся на главной палубе и в кормовой части твиндека, помещения команды — в средней и носовой частях твиндечной палубы. На главной палубе расположены жилые кубрики курсантов, отсек медицинской службы, кают-компания курсантов и учебные классы. На твиндечной палубе находятся санитарные и хозяйственные помещения, кладовые, мастерская, такелажная, тросовая, камбуз и помещение отдыха команды.

В трех рубках предусмотрены штурманская рубка с походной каютой капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской по ремонту радиоаппаратуры, а также учебная штурманская рубка.

Машинное отделение оборудовано двумя дизелями по 564 кВт в помощь парусам. Они замыкаются на одноступенчатый редуктор. Гребной винт — регулируемого шага; в целях уменьшения сопротивления при движении под парусами его лопасти могут быть развернуты во флюгерное положение.

Парусным судам «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и последнему, еще живущему в заводских чертежах, предстоит плавать в следующем веке! Какими будут эти плавания, кто будет управлять судами, кого они будут учить, покажет время.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..