КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРУСНИКОВ ТИПА «ДРУЖБА»
Ниже мы рассмотрим технические характеристики
судна, которые любезно предоставил нам заслуженный капитан-парусник А.
А. Чечулин, страстный собиратель всего, что имеет отношение к парусам,
участник разработок проектов этих судов. Часть сведений почерпнута нами
из польского морского журнала «Може».
Основные характеристики парусника «Дружба»
Длина, м
корпуса....................................94,8
между перпендикулярами . .....................79,4
Ширина на миделе, м..............................14,0
Высота борта, м
до верхней палубы............................10,95
до палубы переборок...............7,8
Средняя осадка от основной, м . . . . ..............6,0
Водоизмещение при расчетной осадке, т..................2946
Число Брюса....................................3,8
Мощность вспомогательного двигателя, кВт.......2X564
Скорость на испытаниях при 85%-ной мощности, уз ... . 11
Судно строилось под надзором Польского Регистра
судов по правилам, согласованным и одобренным Регистром СССР на класс *
КМ Ш как учебный парусник, но может использоваться и как туристическое и
как научно-исследовательское судно. По своим техническим данным оно
соответствует требованиям всех современных международных конвенций, в
том числе по безопасности мореплавания, предотвращению загрязнений
морскими судами, правил прохождения Кильского и Суэцкого каналов и др.
Район плавания почти неограниченный, за исключением приполярных зон.
Судно однокорпусное, трехмачтовое, трехпалубное. Рангоут, такелаж и
паруса обслуживаются вручную. Три непрерывные палубы имеют седловатость,
верхняя палуба — нормальную погибь бимсов. Корма транцевая с
ах-терштевнем открытого типа из листовой стали. Форштевень типичный для
парусных судов клиперского типа. Бушприт круглого сечения архитектурно
скомпонован как продолжение тянущегося вперед и вверх корпуса. На
верхней палубе размещены три одноярусные рубки. На кормовой рубке,
имеющей «крылья», вынесенные к бортам, размещен ходовой мостик.
Общее расположение, продольный разрез и боковой
вид, планы палубных рубок, главной и нижней палубы учебного судна
«Дружба». Из коллекции А. А. Чечулина
Парусное вооружение, боковой вид и вид сверху
учебного парусного судна «Дружба». Из коллекции А. А. Чечулина
Судно имеет полное парусное вооружение. Площадь парусов судов,
продолжающих серию, будет на 10% меньше площади парусности судна «Дар
Млодзежи» (2963 м2 — у следующего судна серии). Площадь отдельных
парусов приведена ниже.
В рангоутном хозяйстве судна много новинок и
интересных деталей. Польские мастера наконец-то отказались от
традиционного способа сочленения мачт с их продолжением — стеньгами всех
степеней. Оставлены (и не только в качестве символики) марсовые
площадки, марсы, салинги и брам-салинги. Но полностью устранены
эзельгофты, чиксы, краспицы, шлагтовы и другие атрибуты крепления мачт и
прочего, к ним относящегося. Мачты стальные сварные, состоят из двух
частей с модифицированным фланцевым соединением. Их характерные размеры
и толщины выбраны в соответствии с правилами Германского Ллойда,
сохраняющими силу в части рангоута с 1905 г; приведены в приложении 3.
Все мачты наклонены в корму под одинаковым углом (2°) к вертикали.
Высота мачт в сборе от КВЛ следующая: фок-мачты — 49,2, грот-мачты —
49,5 и бизань-мачты — 48,4 м. В отличие от традиционных парусников
прямого вооружения на судне отсутствуют подъемные реи. Они стационарно
закреплены на бейфутах и могут при помощи брасов свободно вращаться по
горизонту. Весь стоячий такелаж стальной жесткий. Бегучий такелаж — в
основном из синтетических тросов.
Рулевая электрогидравлическая машина обеспечивает перекладку руля от 35°
одного борта до 35° другого за 28 секунд. Руль балансирный, пустотелый.
Якорное и швартовное устройства оборудованы на базе электрического
брашпиля, имеющего две швартовные турачки. Якорь поднимается со
скоростью 10 м/мин при глубине 100 м. Имеются три якоря Холла массой по
1500 кг, один из них — запасной. В корме установлен швартовный шпиль.
Расположение швартовных кнехтов киповых планок и роульсов обычное
судовое. На судне 4 спасательные пятидесятишестиместные шлюпки и 12
десятиместных спасательных плотиков, размещенных на верхней палубе в
пластмассовых контейнерах с гидравлическими размыкателями.
Жилые, служебные и хозяйственные помещения расположены на верхней и
главной палубах и твиндеке. В состав жилых помещений входят: отдельный
салон, каюта капитана с кабинетом, спальней, санузлом; одноместная каюта
с изолированным санузлом для старшего помощника капитана; 5 одноместных
кают с санузлами для старшего командного состава, 10 одноместных кают
для среднего командного состава; 14 двухместных кают для рядового
судового состава. Для курсантов предусмотрено 12 двенадцатиместных
кубриков. Помещения командного состава находятся на главной палубе и в
кормовой части твиндека, помещения команды — в средней и носовой частях
твиндечной палубы. На главной палубе расположены жилые кубрики
курсантов, отсек медицинской службы, кают-компания курсантов и учебные
классы. На твиндечной палубе находятся санитарные и хозяйственные
помещения, кладовые, мастерская, такелажная, тросовая, камбуз и
помещение отдыха команды.
В трех рубках предусмотрены штурманская рубка с походной каютой капитана
или лоцмана, радиорубка с мастерской по ремонту радиоаппаратуры, а также
учебная штурманская рубка.
Машинное отделение оборудовано двумя дизелями по 564 кВт в помощь
парусам. Они замыкаются на одноступенчатый редуктор. Гребной винт —
регулируемого шага; в целях уменьшения сопротивления при движении под
парусами его лопасти могут быть развернуты во флюгерное положение.
Парусным судам «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и последнему, еще
живущему в заводских чертежах, предстоит плавать в следующем веке!
Какими будут эти плавания, кто будет управлять судами, кого они будут
учить, покажет время.