ПАРУСНИКИ ТИПА «ДРУЖБА»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ПАРУСНИКИ ТИПА «ДРУЖБА»

 


Фрегат «Дар Млодзежи» построен в 1982 г. на деньги, собранные населением ПНР. В свое время на деньги, собранные жителями Поморья (Pomorze), был куплен «Дар Поможа».

Польские журналы и газеты, а вслед за ними и наша пресса «Дар Поможа» и «Дар Млодзежи» называют фрегатами. Между тем все словари, да и прочая морская литература, имеющаяся на русском языке, трактуют термин «фрегат» как ранг боевого корабля, следующего за «линейными» (см. сочинения В. В. Вахтина, К‘ С. Моркотуна, И. Сморгонского, К. И. Самойлова, Г. Нойкирхена, О. Курти). Интересно, что старые русские фрегаты и новомодные польские учебные суда имели и имеют полное парусное вооружение, все мачты несли и несут прямые паруса, т. е. «корабельное» вооружение. Поэтому правильнее было бы писать «корабль „Дар Поможа“», «корабль „Дар Млодзежи“». Но мы вслед за польскими коллегами будем писать «фрегат». Заметим, что среди построенных в течение последних ста лет парусников 95% приходится на барки и лишь 5% на «корабли».

В 1983/84 г. фрегат «Дар Млодзежи» совершил семимесячный рейс. Этот поход начался 22 июля на Балтике, целью похода было посещение Японских островов и участие в международном слете парусных кораблей «Осака Уорлд Сейл-83». Курсантам пришлось провести в океане очень длинный семестр, во время которого они обязаны были вести палубные работы и работу с парусами. Прямо на борту судна для них были организованы занятия по математике, навигации, теории корабля, связи и английскому языку. Руководители практики остались довольны своими подопечными, в восторге были и будущие морские специалисты, которые воочию познакомились с морем, морской службой, да и с географией мира. Один сказочный порт сменял другой: Лиссабон, Сингапур, Осака, Йокогама, Находка, Шанхай, Порт-Саид, Джибути, Коломбо, Манила, Пинанг, Роттердам. Крепость духа курсантов

испытала и стихия. В районе Филиппинских островов парусник оказался в зоне действия тропического урагана. Своевременное изменение курса позволило избежать зоны сильнейших ветров. При прохождении Тайваньского пролива парусник был застигнут уже набравшим силу тропическим возмущением — тайфуном. Здесь пришлось прибегнуть к старинному правилу: «Забудь курс, куда идешь, и думай лишь, как разойтись с губительным вихрем». Под одним только парусом судно, окруженное внушительными волнами, двигалось со скоростью 10—И уз. Маневр расхождения с тайфуном удался.

Хорошо показало себя судно в Осаке. Парусников там собралось не очень много, сказалась удаленность Японских островов от Европы, а именно европейские экипажи обычно задают тон на подобных встречах. Но знаменитости были: из Колумбии прибыл прекрасный барк «Глория», из Индонезии — баркентина «Деварутжи», из Мексики — «Куатемок». Все были рады видеть парусник «Сагреш-П» под португальским флагом. Из Гонконга прибыло маленькое учебное судно «Джи Фанг». Конечно же, на встрече присутствовали четырехмачтовые барки хозяев: «Кайво мару» и «Ниппон мару» и миниатюрная «Синара».

Организаторы встречи сделали все от них зависящее, чтобы гости чувствовали себя наилучшим образом. Так, даже кранцы пирсов и буксиров, помогавших при швартовке парусных судов, были обтянуты белой тканью, чтобы черная резина не оставила полос на их белоснежных бортах.

Событиями слета был парад парусных судов, предварявший 100-мильные гонки. Сигналом к началу парада был условный удар в корабельный колокол на флагманском корабле «Ниппон мару», произведенный мэром города Осака. Зрителей собралось очень много, журналисты называли цифру 200 тыс. человек. По удару колокола суда, построенные в кильватерную колонну, в одно мгновение облачились в свои белоснежные парусные наряды. Вслед за этим парусники, сохраняя дистанцию, прошли перед главными трибунами, продемонстрировав все, на что они способны. Журналисты отдали предпочтение «Дару Млодзежи», которым командовал молодой, но уже достаточно опытный капитан Т. Олехно-вич, ученик и преемник известного капитана «Дар Поможа» Казимира Юр-кевича.

На третьи сутки торжеств в порту Осака был проведен польский день. «Дар Млодзежи» посетили с официальным визитом городские и военно-мор-ские власти. Накануне польские моряки восхищались гостеприимством хозяев. Теперь появилась возможность показать с лучшей стороны и себя.
 

 

 

 

 

 

 

Учебно-парусное судно черноморцев типа «Дружба» в первом плавании под парусами

 

 

 

 

Головное судно серии «Дар Млодзежи». Общий вид судна под парусами

 

 

 

 

Салон флагмана и капитана судна «Дар Млодзежи»

 

 

 

Головное судно серии «Дар Млодзежи», маневр поворота под парусами в слабый ветер

 

 

 

 

Десятидневное пребывание в Японии стало для польских курсантов праздником. На обратном пути, когда «Дар Млодзежи» оказался неподалеку от экватора, было принято решение на короткое время уклониться от генерального курса и пересечь нулевую параллель, что должно было сопровождаться неизбежной встречей с Нептуном.

Праздник Нептуна мореплаватели отмечают с давних времен. А сохранился он потому, что в условиях длительных и изнурительных плаваний, когда вокруг только океан, очерченный горизонтом, когда ежедневно встречаешься со своими постоянными соплавателями, от которых некуда уйти или спрятаться, экипажу необходима разрядка. Вот и отмечают пересечение экватора как этапный момент в переходе судна из одного полушария в другое, вспоминая о морском владыке, от которого некогда «зависел» успех плавания. Сценарий встреч с Нептуном почти без изменений дошел до наших дней, и сегодня новички на судне ждут этого события с большим интересом. Обряд морского крещения запоминается надолго, а рассказов об этом празднике хватает моряку до самой старости.

С приближением к экватору весь экипаж приглашается на ютовую палубу, а участники представления собираются под полубаком для гримировки и переодевания. В момент пересечения экватора вахтенный штурман оповещает всех троекратным сигналом судового тифона — торжество начинается.

Нептун со своей супругой Амфитритой появляется в сопровождении свиты: писаря с огромной папкой «Дело № ...», эскулапа в белоснежном халате с непомерной величины стетоскопом и термометром метрового размера, скальпелем, парикмахера с ведром, наполненным мыльной пеной, и огромными бритвой, ножницами и расческой на ремне через плечо, флейтиста, барабанщика. Далее следуют чины рангом пониже: прелестные русалки, нереиды, сирены и черти с чертенятами, вымазанными смесью сажи с вазелином.

Командир корабля встречает Нептуна на шканцах — самом почетном месте на парусном судне. Нептун трижды ударяет трезубцем о палубу и вопрошает: «Какой корабль? Какой державы флаг несете? Куда держите путь и зачем?» Командир рапортует ему и вручает судовую роль (список команды) с пометками у фамилий тех, кто пересекает экватор впервые. Морской царь сообщает, что он давно наслышан о морских подвигах моряков, просит представить ему новичков и милостиво дает разрешение на продолжение рейса с пожеланием благоприятных ветров и удачи в походе.

С этого момента на корабле начинается подлинное светопреставление. Черти и чертенята с воем и визгом устремляются в толпу зевак, выхватывая свои жертвы из числа «некрещеных», попутно мажут своим ядовитым гримом окружающих. Новички убегают, прячась от чертей, но им от них не уйти. Жертву волокут к Нептуну. Писарь проверяет ее имя по списку и передает эскулапу, который, в свою очередь, переправляет брадобрею и, наконец, новичка бросают в «соленую купель».

Такая суматоха длится около часа, после чего наступает время «отмывки» от следов встречи с чертями и брадобреем. Затем командир приглашает Нептуна и его свиту к столу с обильным угощением. Поздно вечером под тропическим небом цвета черного бархата в торжественной обстановке вручаются грамоты всем участникам перехода экватора.

Поход завершился 23 февраля 1984 г. Итоги рейса показали, что корабль, его экипаж и курсанты справились с поставленной задачей. Парусник в условиях очень серьезного рейса продемонстрировал надежность, способность следовать воле моряков, им управляющих.

Это стало весомым аргументом в переговорах о постройке серии из пяти парусников для нашей страны.

Сегодня в ПНР по типу парусника «Дар Млодзежи» построены для СССР парусники «Дружба» (для ОВИМУ), «Мир» (для ЛВИМУ), «Херсонес» (для Черноморского отряда учебных судов), спущен на воду и достраивается парусник «Паллада» (для ДВИМУ), заложен, пока без названия, пятый парусник (для Высшего морского училища им. Г. И. Невельского).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..