КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХМАЧТОВОГО БАРКА «ТОВАРИЩ-11»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

БАРК «ТОВАРИЩ-11»

 

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХМАЧТОВОГО БАРКА «ТОВАРИЩ-11»

 

 

 

Барк «Товарищ-П» (бывш. «Горх Фок-I») строился специально для учебных целей. В соответствии с таким заданием и было спроектировано относительно небольшое, но мореходное и надежное судно с хорошими ходовыми качествами. Видимо, желание обеспечить паруснику приличную остойчивость заставило конструкторов остановиться на весьма малой величине удлинения корпуса (L/B=5,1), однако обводы при этом удалось сделать существенно острее обычных для грузовых парусников тех лет. Коэффициент полноты корпуса судна составляет 0,45 (!) (коэффициент полноты корпуса барка «Седов», строившегося для грузовой карьеры, равен 0,69).

Два габаритных размера были базовыми для серии: ширина корпуса по миделю — 12 м и высота борта — 7,3 м. Другие же характеристики, включая длину, осадку, водоизмещение, площадь парусности и мощность вспомогательного двигателя, менялись от корабля к кораблю (см. таблицу на с. 177).

Не исключено, что вариации этих величин для каждого очередного судна есть свидетельства приближений, которыми конструкторы шли, стремясь к совершенству. Если это так, то цифры, приведенные в таблице, имеют самостоятельную ценность и заслуживают профессионального анализа. Упомянем здесь только случайно замеченное: удлинение корпуса последнего судна равно 5,85, что характерно для «чайных» клиперов. Корпус барка «Това-рищ-Н» стальной клепаный, двухостровного типа с удлиненными баком и ютом, которые составляют соответственно 45 и 35% длины судна. Имеются две непрерывные палубы и платформы.
 

 

 

 

Парусное вооружение и боковой вид барка «Товарищ-11»

 

 

 

 

Основные элементы и характеристики барков типа «Товарищ-11»

 

Характеристика судна

Название судна

«Товарищ-П»

«Игл»

«Сагреш-П»

«Мирча»

«Горх Фок-П»

Страна-владелец

СССР

США

Португалия

СРР

ФРГ

Год постройки

1933

1936

1937

1938

1958

Длина наибольшая, м:

 

 

 

 

 

с бушпритом

82,6

90,0

89,5

81,5

89,5

без бушприта

73,7

80,9

80,9

73,0

81,3

между перпендикулярами

62,0

70,4

70,1

62,3

70,2

Ширина по миделю, м

12,0

12,0

12,0

12,0

12,0

Высота борта, м

7,3

7,3

7,3

7,3

7,3

Осадка без киля, м

4,50

4,80

4,70

4,80

4,85

Водоизмещение, т

1510

1784

1725

1604

1810

Площадь парусности, м2

1812

1983

1976

1750

1964

Мощность двигателя, кВт

369

545

550

810

589

Скорость под двигателем, уз

7,0

10,0

10,0

10,5

11,0

Экипаж, чел.

45

65

158

90

74

Число курсантов

145

180

90

140

200

 

По типу парусного вооружения это — классический барк. Его фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань-мачта — косые. Названия парусов учитывают логическую разделенность однодеревых мачт на собственно мачту и ее стеньгу, а однодеревых брам-стеньг на собственно брам-стеньги и бом-брам-стеньги. Это объясняет наличие в перечне брамселей и бом-брамселей, а не нижних и верхних брамселей, о которых, упоминают авторы некоторых публикаций. Это же справедливо и для названия стакселей, размещенных между мачтами.

Площадь основных парусов указана ниже.

 

 

Площадь парусов, м2, барка «Товарищ-11»
Бом-кливер......................................46,3

Кливер........................................45,2

Средний кливер..................................49,0

Фор-стень-стаксель................................33,4

Фок..........................................147,0

Нижний фор-марсель..............................90,5

Верхний фор-марсель..............................94,4

Фор-брамсель....................................93,8

Фор-бом-брамсель................................65,1

Г рот-стень-стаксель................................60,9

Грот-брам-стаксель................................66,3

Грот-бом-брам-стаксель............................106,3

Грот..........................................164,0

Нижний грот-марсель..............................90,5

Верхний грот-марсель..............................94,4

Грот-брамсель .... ..........................93,8

Грот-бом-брамсель................................65,1

Апсель........................................66,3

Крюйс-стень-стаксель..............................46,3

Крюйс-брам-стаксель ..........................43,6

Нижняя бизань.................113,6

Верхняя бизань..................................63,7

Бизань-гаф-топсель................................72,5

Всего................1812,0

 

 

Основной рангоут стальной, брам- и бом-брам-стеньги, а также все брам-реи деревянные. Рангоут отличается своей рациональностью, простотой в обслуживании и смотрится великолепно. Его технические характеристики приведены в приложении 3.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..