Рифмы Некрасова

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Рифмы Некрасова

 

 Сами по себе рифмы Некрасова отличаются, пожалуй, только одним резким новаторством: среди них очень возрастает доля дактилических. Как в сфере ритмики он был канонизатором использования трехсложных размеров, так и в сфере рифмования он канонизировал и ранее встречавшийся, но весьма редкий класс рифм. Но при этом он нейтрализовал свою новинку общей тенденцией собственной зрелой поэзии к уравновешенности, отказу от выдвижения на передний план каких-то отдельных элементов. Его дактилическая рифма чаще всего идет от народной традиции, вызванной параллелизмом строк и образов, и потому воспринимается не как нечто новаторское, а как хорошо знакомое, множество раз встречавшееся. Да и вообще, роль колонизатора в литературе часто оттесняет на самый задний план новаторство писателя. Кажется, что он только традиционен, тогда как на самом деле новизна для современников может быть ошеломляющей. Но стремление предстать не в обличии гордого одинокого романтика-экспериментатора, а в роли выполняющего самую простую работу, вроде бы и не требующую никакого труда, заставляет относиться к великому писателю как к довольно заурядному использователю найденного ранее. И если усилиями многих ученых все же удалось добиться того, что Пушкин виден нам как литературная фигура чрезвычайно сложная, то по отношению к Некрасову или, скажем, к Есенину, Твардовскому, раннему Сельвинскому (еще не сломанному критическими погромами и решениями
партийной верхушки), также выполнявшим роль канони-заторов (сейчас мы имеем в виду, конечно, не только рифму), современники и потомки очень часто оказываются несправедливы. После Некрасова в области рифмы открывалось два пути: один, реализованный его эпигонами,— путь пренебрежения поэтической формой, определенный прославленной надсоновской фразой: «Лишь бы хоть как-нибудь было излито, чем многозвучное сердце полно», где рифма приобретала характер простого украшения стиха, функции которого даже не очень ясны (скорее всего — просто традиция, заставляющая подбирать созвучия в конце стиха); вторая традиция открывала обширное поле для новых поисков. Теперь для поэта были равно открыты все пути в рифме и появлялась возможность соединять до тех пор проходившие по отдельности поиски воедино, что и было осуществлено несколькими поколениями, вступавшими в литературу в самом конце XIX и в первые два десятилетия

XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..