|
|
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
Рифмы Некрасова
Сами по себе рифмы Некрасова отличаются,
пожалуй, только одним резким новаторством: среди них очень возрастает
доля дактилических. Как в сфере ритмики он был канонизатором
использования трехсложных размеров, так и в сфере рифмования он
канонизировал и ранее встречавшийся, но весьма редкий класс рифм. Но при
этом он нейтрализовал свою новинку общей тенденцией собственной зрелой
поэзии к уравновешенности, отказу от выдвижения на передний план
каких-то отдельных элементов. Его дактилическая рифма чаще всего идет от
народной традиции, вызванной параллелизмом строк и образов, и потому
воспринимается не как нечто новаторское, а как хорошо знакомое,
множество раз встречавшееся. Да и вообще, роль колонизатора в литературе
часто оттесняет на самый задний план новаторство писателя. Кажется, что
он только традиционен, тогда как на самом деле новизна для современников
может быть ошеломляющей. Но стремление предстать не в обличии гордого
одинокого романтика-экспериментатора, а в роли выполняющего самую
простую работу, вроде бы и не требующую никакого труда, заставляет
относиться к великому писателю как к довольно заурядному использователю
найденного ранее. И если усилиями многих ученых все же удалось добиться
того, что Пушкин виден нам как литературная фигура чрезвычайно сложная,
то по отношению к Некрасову или, скажем, к Есенину, Твардовскому,
раннему Сельвинскому (еще не сломанному критическими погромами и
решениями
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
|
|
|