Отступление о мужской рифме

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

 

Отступление о мужской рифме



Без оговорок все сказанное выше о точных и неточных рифмах относится к рифмам женским и дактилическим, ибо только в них поэт имеет освященное традицией право не обращать внимания на предударную часть слова. В мужской же рифме, где объем звукового совпадения минимален, русская классическая поэзия знала особые правила, неукоснительно соблюдавшиеся.

И прежде всего это связано с тем, что эти рифмы сильно зависят от характера слога: если он открытый, то есть кончается на гласный звук (иначе говоря, ударение падает на последний звук в стихе), то требования к рифме будут одни, а если закрытый (то есть за гласным идет еще один или несколько согласных звуков) — то другие.

Собственно говоря, для второго случая правила точности рифмы, то есть ее пригодности в классическом стихе, те же самые, что и для любой другой: должны совпадать, абсолютно или приблизительно, все заударные звуки. Но вот если речь идет о МУЖСКОЙ ОТКРЫТОЙ рифме, то здесь было явно недостаточно совпадения ударных гласных (ведь за ними ничего больше нет!). И тогда было изобретено правило, что в мужской открытой рифме должны совпадать не только ударные гласные, но и непосредствен-

но предшествующие им согласные: «окно — оно» было рифмой правильной, точной и допустимой, а «окно — светло» — явно недостаточной. Вероятно, на первых порах это было чистой условностью, и даже не очень понятно, когда возникшей63, но скорое распространение принципа обязательного совпадения предударных (или ОПОРНЫХ) согласных в открытой мужской рифме для XIX века оказалось более чем строгим законом.

В ЗАКРЫТОЙ МУЖСКОЙ рифме совпадение опорных согласных было уже далеко не обязательным. По подсчетам Д. Самойлова у Пушкина в лирике тридцатых годов всего 17% совпадающих опорных в закрытых рифмах. Из этого следует, что для русского классического стиха требовалось совпадение минимум двух звуков в рифме, чтобы она казалась достаточно звучной, а «одногласные» хотя время от времени и встречались, но считались нарушением правил хорошего тона в поэзии.

Как мы уже говорили, именно существенность различения в мужской рифме открытости и закрытости слогов привела к тому, что свободно допускаемое в женских и дактилических рифмах усечение (или, наоборот, добавление) финального «j» было невозможно в мужской: получалось, что поэт рифмует два принципиально несхожих между собою типа слога: открытый и закрытый. Именно здесь, в мужской рифме, различие между ними функционально, потому и слышно, потому и играет разграничительную роль.

Из сказанного должно быть понятно, что особые, более строгие принципы точности для мужской рифмы делали особой и неточность ее. Именно в мужской рифме с особенной силой ощущалось полное усечение завершающих согласных: если даже усечение «j» выводило рифму из разряда точных (вернее, приблизительных) в разряд неточных, то тем более это относилось к рифмам типа «окно — венок» или «окно — бинокль». То, что в женской или дактилической рифме стало допускаться достаточно рано и стало к нашим дням общераспространенным, то в мужской — долго выглядело необычным, да и сейчас время от времени вызывает серьезные протесты. Лет пятнадцать тому назад Е.Евтушенко, сам очень широко пользующийся неточной рифмой, объявил мужские рифмы с усечениями абсолютно не соответствующими духу русского языка и подлежащими скорейшему истреблению (а заодно был подвергнут

резкой критике и Виктор Соснора, который подобными рифмами пользуется очень широко). Нет спора, в современной системе русского стихосложения рифмы с усечениями в мужском окончании нисколько не менее законны, чем предпочитаемые самим Евтушенко, но возможность отношения к ним как к чему-то дурному свидетельствует об их странности даже для изощренного слуха известного поэта.

И еще одно важно заметить в связи с законами мужской рифмы: именно здесь, пускай еще на очень ограниченном материале, было заложено представление о том, что могут учитываться звуки не только ударные и послеударные, но и предударные, уходящие в глубь стиха. Реально это откликнулось позже, но своеобразная бомба с часовым механизмом была заложена в природу стиха и только ждала своего времени, чтобы взорваться и взорвать прежние тенденции и закономерности.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..