|
|
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
РИФМА И СМЫСЛ
Вероятно, для первых русских стихотворцев нового
времени рифма была прежде всего инструментом фонетической связи
отдельных стихов между собою. О важности фонетической функции говорит, в
частности, и то, что в теории Тредиаковского (Ломоносов об этом вообще
молчит) речь идет о стихах только рифмованных, безрифмен-ные (БЕЛЫЕ) для
него не существуют. Рифма становится отличительным признаком
стихотворной речи, таким же, как ритм. Обсуждаются вопросы точности
рифмы и возможных здесь вольностей, но о смысловом наполнении ее
теоретические труды и учебники стихотворства, во множестве
существовавшие, молчат. Даже в работах XX века, заложивших основы
современного стиховедения, первичны все-таки рассуждения о ритмической,
фонетической, синтаксической роли рифм, и лишь вкратце говорится об их
семантике. Меж тем последняя из солидных работ о теории и истории
русской рифмы, написанная к тому же прекрасным поэтом, «Книга о русской
рифме» Давида Самойлова, как раз в наибольшей степени рассказывает о
том, как рифма порождает смысл стиха у того или иного поэта. можность осознанно со- и противопоставлять свои
собственные рифмы обыденному, частому, привычному и потому не
задерживающему внимание читателя.
И серебрятся средь полей...
Здесь традиционная, банальная рифма «морозы — розы»
наполнена ироническим содержанием, причем ирония распространяется не
только на «проницательного читателя», которого автор делает участником
своей небольшой поэтической игры, но и на самого поэта: ведь в конце-то
концов Пушкин так и не вышел за пределы той же самой банальной рифмы,
оставив ее саму в неприкосновенности и только слегка изменив ее
семантический ореол ироническим обращением к читателю.
Здесь традиционная рифма становится символом всей человеческой судьбы, в нее оказывается вписанным все существование человека, она, казавшаяся избитой уже Пушкину, приобретает глобальное значение. И стоит изменить этой банальной рифме, подобрать другую, более оригинальную, как вся глубина стихотворения пропадает, оно сбивается на дешевую иронию:
И не верь ты докторам,
Вообще стоит отметить, что разговор о смысловой
структуре рифмы невозможно вести, говоря лишь изолированно о двух (или
более) сходных по звучанию словах. Рифма втягивает в движение мысли
сначала всю строку, а потом и все стихотворение, заставляет нас
всматриваться и вслушиваться в то, как построено все оно.
Не верю я давно, Люблю, люблю равно. Свободная ладья, Хочу прославить я.
Стихотворение это озаглавлено «З.Н. Гиппиус», а почему — становится ясно из ее воспоминаний, которые процитируем с небольшими сокращениями: «Мы подбирали «одинокие» слова. Их очень много. Ведь нет даже рифмы на «истину». Мы, впрочем, оба решили поискать и поду- мать. У меня ничего путного не вышло. Какое-то
полушу-точное стихотворение <„.> А Брюсов написал поразительно
характерное стихотворение <...> Ну, конечно, не все ли равно, славить
Господа или Дьявола, если хочешь — и можешь — славить только Себя? Кто в
данную минуту, как средство для конечной цели, более подходит — того и
славить»67 и так далее. Исходя из этого стихотворения, Гиппиус строит
целую концепцию творчества и судьбы Брюсова, с которой можно спорить, но
невозможно опровергнуть, что в одной специально выисканной, трудной
рифме на «одинокое» слово высказалось очень многое из брюсовс-ких идей.
Установлены сроки и цены, Плыли рубленые и дольные,
Поэт совершенно явно обыгрывает ту же самую
ситуацию, о которой поведала в своих воспоминаниях Гиппиус, и тоже ищет
небывалой прежде, редкостной рифмы на трудное слово, но использует ее
для выстраивания уже совсем иной смысловой структуры. Вводя эту рифму в
«гражданскую поэзию», он осмысляет ее не как «декадентскую», а как
символ лживости советского общества. В чрезвычайно обедненном изложении
смысл стихотворения выглядит так: из советского обихода исчезло,
украдено понятие истины, и только поэту, знающему его (характерно, что
знание это, судя по всему, должно осмысляться как неточное, потому что
неточна сама рифма к «истине»), теперь может быть доверена
ответственность и за поэтическое, и за гражданское отношение к этому
слову и всему, что за ним скрывается.
Одним словом, современный исследователь не может не
присоединиться к мнению Давида Самойлова: «Для определенных литератур,
для определенных периодов можно говорить об особом типе поэтического
мышления — рифменном мышлении. Не рифма “приискивается к мысли”, не
мысль “приискивается” к рифме. Мысль и созвучие возникают в единстве,
мысль озвучивается, и осмысливается звук. Мысль свободно располагается в
пространстве, пронизанном силовыми лучами рифменных ассоциаций. В
рифменном мышлении поэта возникают и порой закрепляются в опыте целой
поэзии некие пучки звукосмысловых ассоциаций, которые порой называют
“банальными рифмами”»69.
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
|
|
|