Как диктору  вжиться в текст

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Как диктору  вжиться в текст

Первоначально вы изучали и хронометрировали разные куски текста как составные части единого целого — дневной программы; теперь вы занимаетесь каждым отрывком в отдельности В течение своего дежурства вы заметите, что дело пойдет гораздо проще и лучше, если вы сосредоточитесь только на тех частях текста или микрофонной папки, которые непосредственно связаны с предстоящими объявлениями, следующими одно за другим.

До тех пор пока у вас ни выработается фотографическая память, не старайтесь запоминать сразу все, что вам предстоит объявлять в кадре. Эго быстро приведет к перегрузке памяти. Усваивайте каждую часть в отдельности, сразу же забудьте, как только произнесете ее, и заучивайте следующую. Таким образом, вся ваша память сконцентрирована на текущем сообщении и у вас в голове не перемешиваются наполовину усвоенные страницы материала, рассчитанного на весь вещательный день. Как мы уже говорили, слова и мысли, изложенные в сообщении, которое вы преподносите, должны стать частью вас самого, чтобы они звучали в вашем чтении совершенно естественно.

Освойте этот метод, и вы никогда не окажетесь в положении, когда трудно найти нужное слово,— вы будете думать о том, что говорите, и делать все сознательно. Зритель это почувствует и, в свою очередь, будет думать о том, что вы говорите. Это, конечно, особенно относится к выступлениям в кадре — к тем моментам, когда вы приходите в гости к зрителю.

Закадровые сообщения, объявления программ и, в частности, реклама пишутся лаконично, чтобы соответствовать по времени демонстрации диапозитива или нескольких кинокадров. Они обычно требуют строгого стиля; тем не менее не исключается юмор или другие эмоции в голосе, если они совпадают с тоном и смыслом сообщения.

Объявление диктором о начале передач

Объявление о начале передач чаще всего носит чисто формальный характер; в нем называется лишь передающая студия. Ему нередко предшествует (или следует за ним) шапка или музыкальные позывные. На многих станциях вступительное объявление и музыка воспроизводятся с пленки, заменяющей вас в первом реальном объявлении о делах текущего дня. Вы можете делать это сообщение в кадре или за кадром или и так и этак.

За объявлением следует опознавательный знак студии и проверка времени — на экране появится циферблат часов. С поправкой на время дня, программную политику телестудии и национальные или местные особенности первыми передачами обычно бывают такие: новости, прогноз погоды, сообщение о ходе сельскохозяйственных работ, учебно-образовательная передача для взрослых, передача для детей или школьников, религиозная передача. После новостей любая передача почти всегда привлекает меньше зрителей. Когда телевизионная станция впервые за день включается в эфир, ей еще предстоит долго работать, пока не наступят лучшие смотровые часы — пойдут большие, дорогостоящие программы.

Если передачи обращены к части аудитории, особенно к детям, помните: нельзя читать объявления хоть в какой-то мере снисходительно или покровительственно. Когда вы разговариваете с детьми по телевидению, обращайтесь к ним, как к равным. Если вы чувствуете, что необходимо изменение в стиле, делайте его за счет небольшого упрощения текста. Либо пропускайте слова, которых дети могут не знать, либо произносите так, чтобы их значение было понятно, тем самым помогая детям увеличить свой словарный запас. Из опыта известно, что дети — самая восприимчивая аудитория. Следовательно, вещание для них—дело особенно благодарное.

 Диктора перед камерой

Если вы больше работаете перед фиксированной камерой, а не перед камерой, управляемой оператором или па расстоянии, вам придется выполнять определенные технические требования. Глядя па низкочастотный монитор, перед тем как выходить в эфир, проверьте, занимаете ли вы правильное положение па экране. Помните, что при закрепленной камере пет оператора, который мог бы поработать над композицией вашего изображения. Учтите, что определенная часть кадра отсекается рамкой экрана: студийные мониторы обычно показывают немного больше, чем видно на домашнем телевизионном приемнике. Учитывая это, располагайтесь так, чтобы оказаться в центре экрана и над вами оставалось бы достаточно свободного места, иначе создастся впечатление, будто ваша голова упирается в верхнюю рамку. С другой стороны, свободное пространство не должно быть слишком большим, иначе будет казаться, что ваше изображение опустилось к нижней кромке кадра.

Большинство объявлений в кадре лучше всего читать в доверительном топе: ведь вы постоянно появляетесь в доме своих телезрителей. Сохраняйте атмосферу радушия, не говорите резким голосом и не слишком подчеркивайте свою роль, упрямо вбивая сообщение в голову зрителя. Это не подействует. За зрителем всегда сохраняется последнее слово, в том числе и простая возможность повернуть ручку выключателя.

Будьте приятным, по не назойливо любезным; искренним, но не елейным. В то же время соблюдайте осторожность, не измельчите свою речь в попытках достичь доверительности. Потеряв однажды способность убеждать, вы не заставите себя слушать, вновь и вновь появляясь на экране, и никому не будет интересно, показывают вас или пет. Вы должны устанавливать контакт, по очень тонко. Повторно, делайте сообщение я эфире доверительным тоном, Зрители признают вас, только если вы мирно «проникнете» в их дом. Никогда не пытайтесь врываться к ним агрессивно. Это обречено па провал.

Старайтесь, чтобы зрители считали вас вежливым, образованным, доброжелательным; старайтесь, чтоб они думали, что вы хотите сказать им что-то важное, интересное и для других. Если у вас есть необходимые качества хорошего диктора, это нетрудно: вы просто останетесь сами собой.

Хронометрирование

Если вы правильно прохронометрировали свой материал и в ходе репетиции строго укладываетесь в те отрезки времени, которые отведены для передачи, у вас не окажется недорасходованного времени и не будет пробела между концом одного объявления и началом другого. Не будет у вас и избытка слов, то есть вы не перерасходуете время (конечно, если все идет по расписанию). Постоянно помните о времени. Вы должны абсолютно точно знать, где секундная стрелка, чтобы не пропустить момента, когда вам пора кончать. Независимо от того, продлено ли ваше объявление в момент самой передачи или сокращено, ваше «собственное», зафиксированное в сознании время остается тем же самым —если, конечно, не задержится следующая передача.

Естественно, бывают случаи, когда не все идет так, как предусмотрено микрофонной папкой. Программы могут длиться либо больше, либо меньше отведенного времени; пленки иногда обрываются; оборудование иногда работает плохо. Потому, в сущности, диктор и дежурит всегда у микрофона. Вы—как бы предохранитель на случай таких неполадок. Вы—живая пробка, которой затыкают любую брешь, неожиданно образовавшуюся в ходе программы.