Как вести интервью?

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Как вести интервью?

Независимо от того, длинный или короткий ответ последует на ваш первый вопрос, вы именно в этот момент должны решить, как вести беседу дальше. Уклоняется ли ваш собеседник от прямого ответа? Если да, необходимо сделать несколько осторожных замечаний, чтобы вернуть его в нужное русло. Не слишком ли он благодушествует? Если да, задайте ему встречные вопросы, чтобы его расшевелить. Избегайте шаблонных вопросов Но помните: грубость исключена!
Развязный интервьюер, который забрасывает собеседника вопросами и беспрестанно перебивает его, порочит
свою профессию. Интервьюируемый замыкается, смущается, злится или презирает вас—в зависимости от темперамента.
Зрительские же симпатии почти всегда на стороне «жертвы». Им надоедает смотреть передачу, которую ведет такой интервьюер К счастью, па телевидении их все меньше и меньше. К подлинному телевизионному интервьюеру они имеют такое же отношение, как балаганный зазывала — к актеру шекспировского театра.
Почти псе объективные преимущества па стороне интервьюера, п тем более следует всегда быть учтивым и внимательным. Я сказал «почти все», так как только зритель решает, удачно ли прошла беседа.
Если ваш гость —хороший рассказчик, предоставьте ему возможность говорить: зрители хотят слушать его, а не пас. Говорите только тогда, когда необходимо подвести итог или перейти к новому вопросу.
Строгая привязанность к заранее составленным вопросам всегда мешает интервьюеру. Она оправдана лишь в блицинтервью для программы новостей, когда нужно выяснить ограниченное количество фактов.
Стремитесь к плавности, гибкости и естественному развитию мысли.
При подготовке к интервью список вопросов необходим, но не подчиняйтесь ему рабски во время самой беседы. Большинство интервьюеров готовит вопросы в общих чертах и держит их в памяти.
Не забывайте время от времени поглядывать на монитор, помещенный за камерой напротив гостя. Таким образом пы будете всегда знать, когда вас на экране показывают вместе с собеседником, а когда отдельно.
Если в кадре только интервьюируемый, вы можете заглянуть в свои записи. Вы должны всегда смотреть прямо на гостя, даже если вы не в кадре. Ничего нет хуже, чем равнодушный вид интервьюера, деловито изучающего записи или наблюдающего за сигналами помрежа.
Если вы не придерживаетесь этих правил, вам не стоит беседовать с гостем; лучше уж записать вопросы заранее па магнитофонную ленту.
Только тонкие, тактичные люди знают, когда задать вопрос. Не спешите прерывать говорящего, даже если он отклоняется от темы: возможно, в это время он обдумывает очень важную фразу. Ваше вмешательство нанесет ущерб, ибо беседа пойдет по новому руслу.
Постепенно вы привыкнете читать по глазам, лицу и тону голоса мысли вашего гостя Со временем БЫ научитесь кончать интервью в любую секунду. И делать это будете естественно, не ставя гостя в неудобное положение и не прерывая его па середине фразы словами: «Ну, всё, паше время истекло...» Вместо этого вы подадите ему невидимый для других сигнал, например — коснетесь его ноги, и он поймет, что надо закругляться. За вами также останется право и возможность подвести итог сказанному, если это нужно.
Интервьюирование — ответственное, сложное и волнующее дело. Оно похоже на игру, но выиграть здесь нельзя. Ваша роль на экране сводится к тому, чтобы ваш собеседник действительно раскрылся. Это и будет вашей наградой.

 

 

 

 

Внестудийные интервью

Внестудийные интервью, то есть интервью, проводимые непосредственно на месте событий, могут передаваться и в «живом» виде и в записи. Некоторые внестудийные интервью весьма непродолжительны и носят импровизированный характер. Здесь вы столкнетесь с множеством помех. Вас будут окружать любопытные зрители. Да и само место иногда отвлекает. Однажды я интервьюировал верхолаза на куполе городской управы, в нескольких сотнях футов от земли.
От внестудийного интервью нельзя требовать особой глубины. Это — задача интервью студийного, или отснятого на кинопленку, или записанного на магнитную ленту в доме интервьюируемого.
Интервью со спортсменами особенно часто бывают внестудийными.
— Поздравляем вас, Билл. Думали ли вы, что победите?
— Надеялся...
— А когда вы поверили в успех?
— Когда перешел на вторую половину дистанции.
— Почему?
— Не знаю, проста почувствовал!
— Что ж, ваши предчувствия оправдались, Билл, А что вы теперь собираетесь...
— Видите ли, я еще не уверен, но...
— Извините, перебью вас. Мы только что получили результаты из Лэйстера. Итак, возвращаемся в студию.
Это всего лишь пример «живой» беседы во время репортажа о соревновании, который часто связывается с внестудийными передачами.
К сожалению, внестудийные передачи стали «бедными родственниками» па телевидении, и то время как прежде их оперативности и мобильности придавалось большое значение. Мне вспоминаются передачи по Би-Би-Си «Субботним вечером» которые вел Дерк Баррел-Дэвис. Это была регулярная еженедельная программа, построенная целиком на репортажах из необычных мест. Камеры поднимались на вершины и опускались на морское дно, и все, что зритель видел на экране, происходило на самом деле, в тот же самый момент. Для интервьюеров и комментаторов открывались благодатные возможности. Работа в такой программе никогда не была скучной.
В одном из таких репортажей меня попросили проинтервьюировать женщину-водителя на очень загруженной шоссейной дороге. Ее машина после осмотра была признана аварийной. Со мной был эксперт из одной автомобильной организации, который собирался отметить и другие наиболее очевидные технические неполадки. Но за две минуты до того, как мы должны были выйти в эфир, машина загорелась, из нее повалил густой дым. К счастью, у нас был ручной огнетушитель. И когда мы начали интервью, пожар уже был потушен.
Теперь ради экономии такие передачи снимаются па кинопленку, тщательна монтируются и сокращаются, прежде чем появятся в эфире. Они стали более профессиональными, по им недостает эффекта присутствия.
В настоящее время наибольшие возможности для внестудийных интервью, ведущихся с помощью передвижных телевизионных станций (ПТС),— у интерньюера-специалиста, который ведет, скажем, передачи по отдельным видам спорта (например, мотогонкам, парусному спорту, альпинизму и т. д.),
Научные и политические интервьюеры со специальными знаниями тоже работают время от времени во внестудийных передачах. Их привлекают, когда общественная значимость события оправдывает затраты на «живую» внестудийную передачу. Однако во время этих передач всё же больше достается комментаторам, чем интервьюерам. Интервьюер обычно заполняет паузы.