Телевидение на нынешнем этапе своего развития предлагает широкий выбор
программ, которые можно распределить по следующим категориям.
Информационные программы. Новости. Текущие события. Документальные
фильмы. Тележурналы. Проблемные интервью Специализированные
информационные передачи о спорте, науке, политике, а также передачи для
женщин и детей. Религиозные и школьные передачи, учебно-образовательные
для взрослых, сельскохозяйственные, прогнозы погоды и т. д.
Легкие развлекательные передачи Эстрада. Викторины. Веселые обозрения.
Многосерийные телеспектакли. Музыкальные передачи. Шоу со «звездами».
Программы с участием знаменитых людей.
Внестудийные передачи освещают события за пределами студии, в частности
— спортивные или важные официальные события. R зависимости от характера
такая передача может подойти под любую из категорий, за исключением,
конечно, кинофильмов.
Музыка, балет и опера ведутся либо из телевизионной студии, либо из
концертного зала или театра; могут быть сняты на кинопленку, или
записаны на видеопленку, или идти прямо, как внестудийная передача, в
«живом» виде. Спектакли. Многоактные пьесы, написанные специально
для телевидения либо переделанные для него. Обычно ставятся в
телевизионной студии. Иногда снимаются на натуре (так, переданного по
Би-Би-Си «Гамлета» играли в Эльсиноре). Студийные постановки часто можно
обогатить, включив в них куски фильмов или вставки на видеоленте,
отснятые на натуре.
Кинофильмы. Законченные программы в виде игровых фильмов. Фильмы-серии,
снимаемые специально для телевидения. Мультфильмы. Кинопрограммы входят
и в раздел информационный и в раздел развлекательный, в зависимости от
содержания и целей. Широко используются и в других видах программ.
Диктора привлекают или могут привлечь к большинству упомянутых программ;
мы не включили в перечень чтение новостей и рекламных объявлений, то
есть чисто дикторские дела. Классификация передач идет у нас в
определенном порядке: чем ближе к концу списка, тем меньше роль диктора.
Таким образом, информационные программы предлагают наибольшие
возможности для раскрытия их таланта.
В легких развлекательных передачах привычно видеть певцов, комиков и
артистов эстрады; но и здесь можно очень хорошо использовать
диктора-журналиста Во внестудийных передачах, как правило, действует
комментатор; и он говорит о спорте или о других вещах, требующих
специальных знаний.
Музыку, балет и оперу тоже нужно комментировать. Иногда их комментирует
известный специалист. Если вам поручат такую передачу, вы должны глубоко
вникнуть в тему. Вы должны знать Мусоргского, Чайковского, Пуччини и
многих других не хуже, чем ваш коллега знает спорт Как и у него, голова
у вас должна быть заполнена именами и фактами, касающимися вашей сферы
знаний. В телеспектакле диктор вряд ли может понадобиться — разве что в
подсобной роли, вроде греческого хора или рассказчика. Однако и это чаще
делают сами актеры. Пока не готова видеозапись (если спектакль
передается в «живом» виде), диктор-журналист дежурит в студии на случай
срыва. Он обычно заполняет брешь сообщением о телеспектакле, который
покажут на следующей неделе. Очень редко вас могут пригласить на роль
диктора в спектакле; вы появитесь на телевизионном экране во время
действия, чтобы сделать сообщение, важное для развития сюжета.
Игровые фильмы, безусловно, самостоятельные произведения Если в фильме
или серии фильмов нет диктора — значит, здесь для вас нет работы. Как
дежурный диктор вы, вероятно, объявите название, действующих лиц и
кратко изложите тему. Но это обычное объявление. По-моему, некоторые
старые фильмы, показываемые по телевидению, были бы интереснее в
сокращенном виде. Пробелы в содержании можно было бы заполнять
выступлениями диктора — он появлялся бы на экране и говорил, показывая
фотографии или диапозитивы. Диктор мог бы активно связывать части
фильма, и сюжет бы сохранялся. Думаю, в результате появились бы отличные
получасовые киносерии.
Ведя программы, вы в различное время будете использовать все описанные
здесь приемы. Можно иначе классифицировать стиль и приемы,
использующиеся в каждой из этих категорий, помня только, что — как и
всюду на телевидении— здесь нередок свободный переход из одной категории
в другую. Классификация утратит свою четкость, но общие принципы
останутся в силе.
В зависимости от того, в каком из видов программ вы работаете, за вами
закрепится в мнении зрителей определенное амплуа. Скажем, вы —
конферансье или ведете программы для подростков В разных странах эти
амплуа могут называться по-разному, но все они достаточно наглядны,
чтобы дать представление о виде вашей деятельности. Рассмотрим каждый
вид подробнее.