ВЕДЕНИЕ ИМПРОВИЗИРОВАННЫХ ПЕРЕДАЧ

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ВЕДЕНИЕ ИМПРОВИЗИРОВАННЫХ ПЕРЕДАЧ


Виды программ


Телевидение на нынешнем этапе своего развития предлагает широкий выбор программ, которые можно распределить по следующим категориям.
Информационные программы. Новости. Текущие события. Документальные фильмы. Тележурналы. Проблемные интервью Специализированные информационные передачи о спорте, науке, политике, а также передачи для женщин и детей. Религиозные и школьные передачи, учебно-образовательные для взрослых, сельскохозяйственные, прогнозы погоды и т. д.
Легкие развлекательные передачи Эстрада. Викторины. Веселые обозрения. Многосерийные телеспектакли. Музыкальные передачи. Шоу со «звездами». Программы с участием знаменитых людей.
Внестудийные передачи освещают события за пределами студии, в частности — спортивные или важные официальные события. R зависимости от характера такая передача может подойти под любую из категорий, за исключением, конечно, кинофильмов.
Музыка, балет и опера ведутся либо из телевизионной студии, либо из концертного зала или театра; могут быть сняты на кинопленку, или записаны на видеопленку, или идти прямо, как внестудийная передача, в «живом» виде. Спектакли. Многоактные пьесы, написанные специально
для телевидения либо переделанные для него. Обычно ставятся в телевизионной студии. Иногда снимаются на натуре (так, переданного по Би-Би-Си «Гамлета» играли в Эльсиноре). Студийные постановки часто можно обогатить, включив в них куски фильмов или вставки на видеоленте, отснятые на натуре.
Кинофильмы. Законченные программы в виде игровых фильмов. Фильмы-серии, снимаемые специально для телевидения. Мультфильмы. Кинопрограммы входят и в раздел информационный и в раздел развлекательный, в зависимости от содержания и целей. Широко используются и в других видах программ.
Диктора привлекают или могут привлечь к большинству упомянутых программ; мы не включили в перечень чтение новостей и рекламных объявлений, то есть чисто дикторские дела. Классификация передач идет у нас в определенном порядке: чем ближе к концу списка, тем меньше роль диктора. Таким образом, информационные программы предлагают наибольшие возможности для раскрытия их таланта.
В легких развлекательных передачах привычно видеть певцов, комиков и артистов эстрады; но и здесь можно очень хорошо использовать диктора-журналиста Во внестудийных передачах, как правило, действует комментатор; и он говорит о спорте или о других вещах, требующих специальных знаний.
Музыку, балет и оперу тоже нужно комментировать. Иногда их комментирует известный специалист. Если вам поручат такую передачу, вы должны глубоко вникнуть в тему. Вы должны знать Мусоргского, Чайковского, Пуччини и многих других не хуже, чем ваш коллега знает спорт Как и у него, голова у вас должна быть заполнена именами и фактами, касающимися вашей сферы знаний. В телеспектакле диктор вряд ли может понадобиться — разве что в подсобной роли, вроде греческого хора или рассказчика. Однако и это чаще делают сами актеры. Пока не готова видеозапись (если спектакль передается в «живом» виде), диктор-журналист дежурит в студии на случай срыва. Он обычно заполняет брешь сообщением о телеспектакле, который покажут на следующей неделе. Очень редко вас могут пригласить на роль диктора в спектакле; вы появитесь на телевизионном экране во время действия, чтобы сделать сообщение, важное для развития сюжета.
Игровые фильмы, безусловно, самостоятельные произведения Если в фильме или серии фильмов нет диктора — значит, здесь для вас нет работы. Как дежурный диктор вы, вероятно, объявите название, действующих лиц и кратко изложите тему. Но это обычное объявление. По-моему, некоторые старые фильмы, показываемые по телевидению, были бы интереснее в сокращенном виде. Пробелы в содержании можно было бы заполнять выступлениями диктора — он появлялся бы на экране и говорил, показывая фотографии или диапозитивы. Диктор мог бы активно связывать части фильма, и сюжет бы сохранялся. Думаю, в результате появились бы отличные получасовые киносерии.
Ведя программы, вы в различное время будете использовать все описанные здесь приемы. Можно иначе классифицировать стиль и приемы, использующиеся в каждой из этих категорий, помня только, что — как и всюду на телевидении— здесь нередок свободный переход из одной категории в другую. Классификация утратит свою четкость, но общие принципы останутся в силе.
В зависимости от того, в каком из видов программ вы работаете, за вами закрепится в мнении зрителей определенное амплуа. Скажем, вы — конферансье или ведете программы для подростков В разных странах эти амплуа могут называться по-разному, но все они достаточно наглядны, чтобы дать представление о виде вашей деятельности. Рассмотрим каждый вид подробнее.