Диктор, соединяющий отдельные части передачи

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Диктор, соединяющий отдельные части передачи

Вообще говоря, так называют тех, кто ведет информационные передачи. В то время как бюллетени (выпуски) телевизионных новостей соответствуют первой полосе газеты, где излагаются главные события дня, другие информационные программы (как бы следующие полосы) соответствуют статьям и корреспонденциям, анализирующим разные сообщения и материалы по возможности глубоко.
Связующие реплики разъясняют и представляют зрителю информационные материалы, а также интервью, ведущиеся из студии, отснятые на кинопленку или записанные на видеоленту, часто сочетающиеся с титрами и фотографиями Все это очень часто используется в одной и той же передаче.
Вы в такой передаче читаете тщательно подготовленный и точно прохронометрированный текст, нередко с помощью телесуфлера. Вам надо строго придерживаться текста, чтобы режиссер мог абсолютно вовремя перейти на показ роликов кинопленки или видеозаписи.
Когда вы соединяете в единое целое какую-либо программу, ваш успех зависит от знаний и подлинной заинтересованности, независимо от того, идет ли речь о спорте, политике, религии, школе или о чем другом.
Очевидно, диктор, обладающий опытом в той или иной специфической области, лучше подходит для таких программ. Это не значит, конечно, что вас всегда будут назначать на такую программу. Режиссеры прежде всего принимают во внимание ваши дикторские способности. Если вы не знакомы с предметом, освещаемым в программе, заинтересуйтесь им и изучите все, что можно. Одна из радостей диктора — узнавать больше и больше о самых разных вещах. Все это пойдет вам на пользу как человеку и как профессиональному тележурналисту. Журналистам, которые участвуют в информационных программах, бывает трудно делать связки либо потому, что у них нет специальной подготовки, либо потому, что им не хватает способностей для работы на телевизионном экране.
Новые тенденции в ведении документальных передач проявляются, например, в такой программе, как «Мир в действии» «Гранады» . Здесь ведущий совсем не появляется в кадре, мы слышим только его голос. Интервьюируемых показывают крупным планом, когда они говорят. Создается впечатление, что ведущий в передаче не участвует. В некоторых случаях, чтобы воссоздать как можно точнее события или оживить материал, приглашают актеров.

 

 

Конферансье

 


Под этим словом тоже подразумевается одна из функций диктора. Ведет ли он сельский концерт или блестящее обозрение, он делает одно и то же: объявляет номера и связывает представление в единое целое.
Обычно конферансье па телевидении — признанные актеры— комики, певцы, танцоры, музыканты, фокусники; в исключительных случаях в одном лице сочетаются несколько амплуа.
Конферансье должен выработать профессиональное чутье, чтобы в нужном тоне представлять разные части концерта. Ему надо передавать настроение следующего номера и быть осторожным, чтобы не «переборщить», когда сам номер способствует разрядке напряжения. Во многих лучших телевизионных шоу актеры сами объявляют свои номера.
Технические приемы конферирования в основном одинаковы, ведется ли программа из студии или с помощью камер из театра эстрады (как, например, «Лондон Палладиум шоу», показывающееся по Ай-Ти-Ви). Конферирование—не труднее, чем другие формы телевизионного вещания. Тут нужны характер и живость: часто приходится развлекать аудиторию во время задержек или в непредвиденных случаях.
Метод «с глазу на глаз» (диктор-журналист обращается только к одному человеку) мало применим в обозрениях, концертах и вообще в программах, когда в студии есть зрители. Конферансье должен видеть аудиторию и играть для нее. Приходится прибегать к сценическим приемам, разрушающим иллюзию личной беседы Некоторые телевизионные конферансье добились совершенства в этом особом стиле. Они пользуются двумя способами: адресуются к «живой» аудитории в театре, как будто камеры не существует, или обращаются к публике, находящейся вне зала, то есть к телезрителю. В первом случае их показывают общим планом на сцене, во втором — крупным планом.
Таким образом, вначале мы видим их так, будто сами сидим в театре; когда же они прибегают ко второму способу, мы, смотрящие телевизор у себя дома, сразу получаем преимущества перед театральной аудиторией: конферансье меняет манеру и доверительно обращается к телезрителю в стиле «с глазу на глаз». У вас создается полная иллюзия: зритель следит за действием и одновременно как бы находится на сцене вместе со своим другом — конферансье.
Мало кто освоил эту технику; личные качества, точное ощущение времени, сценический дар и полнейшее взаимопонимание с режиссером не часто сочетаются в одном человеке, ведущем телевизионное шоу.
Большинство ограничивается первой манерой. Средний конферансье приглашает телезрителей присоединиться к театральной аудитории. Талантливый — делает то же самое, но, кроме того, умеет держать своего телезрителя рядом с собой, в знак особого личного доверия.

 

 

 

Ведущий викторины

Диктору, ведущему викторины, как и конферансье, нужна живость, но ему нужно и чутье, чтобы он знал, как далеко он может зайти, не обижая человека. Как и интервьюер, он хозяин своей программы и может диктовать настроение и ритм. Это совсем не просто.
Он должен всякий раз напоминать себе, что данный, вот этот участок викторины — важнее всех и всего. Он не вправе забыть, что его программу смотрит огромная аудитория, самого разного возраста и уровня. Ему не следует переступать границу хорошего вкуса. Нужно сохранять чувство меры, придерживаясь золотой середины, находящейся где-то между живой непринужденностью и ненавязчивой сдержанностью.
Важно, чтобы ведущий викторины действительно много знал. Участники викторин иногда дают правильные ответы, которые могут не совпадать с ответами предполагаемыми. В таких случаях личные знания ведущего весьма ценны Иногда ему придется самому быстро решать, поставить ли в заслугу участнику тот или иной удачный ответ, который может не полностью совпадать с ответом, предусмотренным сценарием.
Ведущий викторин имеет дело с людьми, и должен хорошо к ним относиться, действительно интересоваться имя, исходя из того, что каждый человек — это личность. Он никогда не должен рассматривать их как живой реквизит, как статистов. Телевизионная аудитория быстро заметит его неискренность.
Симпатии зрителя всегда на стороне участника. Недостаточно опытный ведущий может быстро отпугнуть аудиторию, если попытается одержать верх над самолюбивым гостем. В паши дни нельзя унижать людей ради дешевого смеха.
Сегодняшний диктор, ведущий викторину,— зрелый, интеллигентный человек, а не балаганный клоун, которого мы в прошлом встречали па телевизионных экранах. .

 

 

 

Ведущий конкурса

Диктор, ведущий конкурс знаний, играет примерно ту же самую роль, что и диктор, ведущий викторины. В таких программах чаще всего чет борьбы за дорогие призы, характерной для многих викторин. Цель конкурсов—в том, чтобы участники их продемонстрировали знания. Иногда с каждой неделей накал борьбы усиливается; участники успешно проходят один тур за другим и соревнуются друг с другом, чтобы достичь финала. Такова программа «Университетский спор» компании «Гранада», в которой две группы студентов стараются вывести друг друга из игры и тем самым попасть на следующий тур. Естественно, ведущий должен быть незаурядным человеком, много знать и в совершенстве владеть родным языком. Скажем, на вопрос: «С кем поссорился Фемистокл?»—он получит ответ: «С афинянами». Хорошо,
если он достаточно знает древнюю историю и не растеряется, потому что это так же правильно, как и ответ, предусмотренный сценарием: «С персами». Затем он может объяснить зрителям, что, хотя и был в жизни Фемистокла период, когда он сражался против персов со своими со гражданами-афинянами, позднее он поссорился и с ними и отправился жить в Персию.
Если у вас энциклопедический склад ума и вы развили его годами учения, тогда, быть может, амплуа подходит вам Если ваша эрудиция удачно сочетается с другими личными качествами, среди которых нет напыщенности, и вы к тому же понимаете людей,— эта работа именно для вас. Более того, вы найдете, что состязания на таком высоком уровне не очень уж страшны.

 

 

Ведущий развлекательного шоу


Развлекательные шоу обычно ведет телевизионный актер, чье имя включается в название передачи. Например, «Шоу Джонни Карсона», «Шоу Иммона Эндрюса». Журналист телевизионного экрана, который завоевал право на ведение такой программы, находится в привилегированном положении.
На такие шоу приглашают, как правило, людей известных, остроумных, умелых рассказчиков. Ведущий интервьюирует каждого гостя, чтобы «вытянуть» из него подробности биографии Потом он задает вопросы, интересные для всех, чтобы начать общий разговор. Участников подбирают красноречивых, и у ведущего есть что показать зрителям. Сам он должен только направлять беседу или спор, вставляя замечания.

 

 

Ведущий программы для подростков


Раньше программы, составленные из звукозаписей, давали на радио; теперь подростковые поп-шоу заняли видное место и на телевидении.
В последнее время под давлением молодежи на телеэкране стали появляться все более молодые ведущие; нередко они страдают недостатком профессионального опыта, по зато устанавливают тесный контакт с определенной частью аудитории. Они говорят на своем жаргоне, старшие на это не осмеливаются.
Иногда такие ведущие достигают популярности, соперничая в рекламировании кумиров поп-музыки, которых они же и создают; но в этом чрезвычайно эмоциональном виде передач успех случаен, и слава их очень часто оказывается преходящей. Мода здесь то и дело меняется, и трудно предугадать тип такого ведущего и порекомендовать ему устойчивый стиль.