Проходческо-очистные комбайны «Урал-20А», «Урал-ЮА», «Урал-20Р» являются
унифицированными. Унификация элементов конструкции комбайнов достигает
40-50%. Они имеют одинаковые электро- и гидрооборудование, гусеничный '
ход, насосную станцию, привод бермового органа, привод и устройство
скребкового конвейера, бурильную установку и другие узлы и детали.
В то же время в конструкциях каждого типа комбайна имеются
индивидуальные особенности, которые обусловлены приводом и типоразмером
исполнительных органов, устройством забурников и узлов, обеспечивающих
изменение высоты исполнительного органа.
Особенности работы резцовых дисков исполнительных органов
проходческо-очистных комбайнов типа «Урал» поясняются схемой,
приведенной на рис. 2.44.
Режущий инструмент А при скорости подачи на забой Vn*0 (рис. 2,44а)
совершает три вида движения: относительное (главное) - вокруг оси I-I
резцового диска, переносное - вокруг оси II-II исполнительного органа и
подачу на забой в направлении оси 1I-II. Резцовые диски с радиусом Ид,
вращаясь со скоростью сод, разрушают забой последовательными резами
толщиной h. Шаг резания изменяется в связи с изменением радиуса R; от
резца А до оси исполнительного органа. Траектория движения резца за один
оборот переносного вращения соав при скорости подачи на забой Vn-0
представляет собой тороидальную поверхность (рис. 2.446). Т и С -
координаты центра вращения резцового диска относительно оси переносного
вращения II-II. Центральная часть забоя обрабатывается забурником,
Кинематическая схема исполнительного органа комбайна «Урал-20 А»
представлена на рис, 2.45, Изменение диаметра исполнительного органа
достигают изменением расстояния Т от оси вращения резцового диска 1 до
оси вращения исполнительного органа путем замены проставок на луче 2. С
- смещение резцового диска относительно оси исполнительного органа.
Центральную часть 5 разрушают забурником (d3 -диаметр забурника), в
состав которого входят два плоских диска 6. Площади 4 и 3 обрабатывают,
соответственно, бермовыми фрезами и верхним отбойным устройством,
синхронизирующим взаимные положения и переносное вращение резцовых
дисков 1.
- непрерывность процесса разрушения забоя
последовательными резами с открытой поверхности, что характеризуется
сравнительно малой энергоемкостью;
- отбрасывание разрушенной массы от забоя к погрузочному устройству
самими резцовыми дисками (направление вращения резцового диска в нижнем
положении);
- сравнительно небольшое число резцов, контактирующих с забоем, что
позволяет иметь малые напорные усилия на забой;
- охлаждение резца вследствие периодичности его контакта;
- схема разрушения поверхности забоя представляет собой сетку в виде
пересекающихся линий, что способствует меньшим энергозатратам на
разрушение забоя;
- поломка или отсутствие одного или нескольких резцов на резцовом диске
не влечет за собой ощутимых последствий, поскольку у каждого резца нет
постоянной зоны или линии резания и при его отсутствии происходит
перераспределение площади обработки забоя на оставшиеся резцы.
Изменения диаметра исполнительного органа D комбайна «Урал-20А»
достигают соединением редуктора резцовых дисков через проставки с
высотой 150 или 300 мм с раздаточным редуктором при помощи зубчатых
муфт, расположенных радиально в луче, т.е. изменением расстояния Т.
Такая компоновка позволяет за счет замены муфт и проставок между
редукторами резцовых дисков и раздаточным редуктором получить
необходимый диаметр исполнительного органа. При этом главный редуктор,
расположенный между исполнительным органом и приводным
электродвигателем, остается без изменений при любом диаметре
исполнительного органа. Кроме изменения диаметра исполнительного органа
при переходе от одного размера площади сечения выработки к другому
необходимо произвести перемонтаж щита ограждения и отбойного устройства.
Рис. 2.46. Кинематическая схема исполнительного
органа
комбайна «Урал-10А»:
1 - резцовые диски; 2 - рукояти; 3, 4, 5 - части поперечного сечения
выработки, обрабатываемой, соответственно, отбойным устройством,
бермовым органом и забурником
Рис. 2.47. Кинематическая схема исполнительного
органа
комбайна «Урал-20Р»:
1 - резцовые диски; 2 - рукояти; 3,4, 5 - части поперечного сечения
выработки, обрабатываемой, соответственно, отбойным устройством,
бермовым органом и забурником
Кинематическая схема исполнительного органа комбайна «Урал-10А»
представлена на рис. 2.46. Изменение диаметра исполнительного органа
осуществляют посредством поворота рукоятей 2, несущих на себе резцовые
диски 1 диаметром ёд, относительно оси О на угол а. Положение рабочего
органа относительно почвы выработки регулируют с помощью его установки
на качающейся платформе. Такое конструктивное решение исполнительного
органа исключает использование сменных узлов и деталей. Центральную
часть 5 разрушают резцами забурника, установленного на корпусе редуктора
исполнительного органа. Площади 4 и 3 обрабатывают, соответственно,
бермовыми фрезами и верхним отбойным устройством. Диаметр
исполнительного органа D определяет высоту выработок, а межцентровое
расстояние между двумя исполнительными органами L - ширину выработки по
бермовым фрезам Вб .
Принципиальное отличие по конструкции исполнительных органов комбайнов
«Урал-20Р» (кинематическая схема которого приведена на рис. 2.47) и
«Урал-1 ОА» состоит в том, что забурник комбайна «Урал-20Р» выполнен в
виде двух дисков, работающих по такой же схеме, как и основные резцовые
диски, и их резцы совершают движение по сложной спиральной
пространственной траектории. При этом диски забурника и резцовые диски
получают вращение от редуктора поворотных рукоятей через редуктор
раздаточный.
Изменение диаметра исполнительного органа комбайна «Урал-2ОР»
осуществляется также как и у комбайна «Урал-1 ОА», т.е. за счет
перемонтажа рукоятей 2 на соответствующий угол у.
Перечисленные типы комбайнов имеют органы перемещения на гусеничном
ходу. Тяговая способность гусеничных органов перемещения ограничивается
произведением силы прижатия комбайна к почве выработки и коэффициента
сцепления между гусеницами и породами почвьь
При наиболее тяжелых режимах работы гусеничного органа перемещения,
обусловленных большими значениями сечения проходимой выработки,
скоростью подачи комбайна, сопротивляемостью резания руды и угла подъема
выработки, возможно проскальзывание гусениц относительно опорной
поверхности. При возникновении проскальзывания снижается
производительность комбайна, уменьшается толщина стружки, увеличивается
выход мелких фракций и пылеобразование. Такой неблагоприятный режим
работы комбайнов может быть устранен за счет настройки
предохранительного клапана гидросистемы гусеничного хода или регулятором
потока. Если в гидросистеме гусеничного хода давление жидкости
поднимается выше давления настройки предохранительного клапана, то
жидкость от гидронасоса будет поступать в слив, а скорость движения
комбайна уменьшится. Регулятор потока управляет потоком жидкости,
направляя определённую часть потока на слив, минуя гидродвигатели,
снижая скорость движения комбайна.