Экспедиция Р. Амундсена к Южному полюсу

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Экспедиция Р. Амундсена к Южному полюсу
 


Норвежец Руал Амундсен после плавания на «Бельжике» организовал свою экспедицию в Арктику. На небольшом судне «Йоа» за три года (1903—1906) его экспедиция совершила первое плавание Северо-западным морским путем вокруг берегов Северной Америки из Атлантического океана в Тихий. Выполнить эту задачу никому до того не удавалось, несмотря на огромные усилия и человеческие жертвы. Это достижение поставило Амундсена в первые ряды исследователей полярных стран.
 

 

 

«Следующей моей задачей, которую я задумал разрешить, — писал в своих воспоминаниях Амундсен, — было открытие Северного полюса. Мне очень хотелось самому проделать попытку, предпринятую несколько лет тому назад доктором Нансеном, а именно — продрейфовать с полярными течениями через Северный полюс поперек Северного Ледовитого океана».

Он купил знаменитый корабль Нансена «Фрам» и стал готовиться к семилетней экспедиции.

В 1893 году Нансен на «Фраме» продрейфовал вместе со льдом значительно южнее полюса. Амундсен же собирался войти во льды в северной части Чукотского моря в надежде, что корабль вместе со льдом продрейфует севернее и пройдет через Северный полюс.

В самый разгар подготовки экспедиции весь мир облетело известие, что в апреле 1909 года Северный полюс покорен американцем Р. Пири. Это заставило Амундсена резко изменить планы и идти на завоевание Южного полюса. Тем более что денег для задуманного семилетнего путешествия и дрейфа через Арктический бассейн не хватало.

«...я с легким сердцем решил отложить года на два выполнение своего первоначального плана, — писал впоследствии Амундсен, — чтобы за это время постараться раздобыть недостающие средства. Предпоследняя задача полярного исследователя, пользующаяся популярностью широких масс, — открытие северного полюса, — была решена. Если бы мне теперь посчастливилось пробудить интерес к задуманному мною предприятию, то оставалось бы сделать только одно, постараться разрешить последнюю великую задачу — открыть Южный полюс!»

Решение Амундсена было твердым, но разработку нового плана он держал в тайне даже от своих будущих спутников к полюсу. Об изменении цели экспедиции Амундсен сказал только своему брату и капитану «Фрама» Нильсену.

Корабль из Норвегии пошел на юг. Это никого не удивило, так как по первому плану в Северный Ледовитый океан предполагалось пройти через Берингов пролив; а чтобы пройти к Берингову проливу, нужно было спуститься на юг по Атлантическому океану, обогнуть мыс Горн и пересечь Тихий океан.

Но уже на острове Мадейра он сообщил участникам экспедиции разработанный во всех деталях план похода к Южному полюсу. Амундсен поручил своему брату оповестить мир

об изменении плана экспедиции после отплытия «Фрама» с Мадейры.

Сенсация была потрясающей. Многие кредиторы потребовали вернуть экспедицию, мотивируя тем, что деньги были пожертвованы для других целей. Во избежание возможных неприятностей Амундсен направил корабль прямо в Антарктику, минуя все порты.
14 января 1911 года «Фрам» был уже в Китовой бухте у барьера шельфового ледника Росса.

Почему Амундсен выбрал Китовую бухту?

Ведь описания Росса, Борхгревинка, Скотта, Шеклтона говорили о том, что здесь плавает гигантский ледник и от него часто отламываются огромные куски льда. Поэтому даже Шеклтон в январе 1908 года не рискнул основать здесь свою базу.

Тщательно изучив все описания барьера, Амундсен пришел к заключению, что Китовая бухта со времен Росса, т. е. в течение 70 лет, хотя и претерпела некоторые изменения, но все же в общих чертах сохранилась. Амундсен полагал, что бухта является устойчивой вследствие того, что ледник в этом месте покоится на неподвижном основании — отмели или острове. Последующие наблюдения за этим районом показали, что теория Амундсена была неверной. Китовая бухта примерно лет через 30 все же исчезла. Амундсену же было достаточно одного года, чтобы выполнить свой смелый план и выйти победителем в состязании со Скоттом. Амундсен справедливо отметил, что если бы Шеклтон в январе 1908 года создал здесь свою базу, то он еще тогда мог бы «снять с очереди вопрос о Южном полюсе».

 

 

 

 

 

Зимовка норвежской партии на шельфовом леднике Росса



Не дожидаясь полной разгрузки «Фрама», первая партия во главе с Амундсеном 10 февраля 1911 года отправилась для организации складов на пути к Южному полюсу. Партия состояла из четырех человек на трех санях с грузом по 250 килограммов. В каждые сани было впряжено по шесть собак. Путь по шельфовому леднику оказался сравнительно легким, погода благоприятной, и 14 февраля путешественники прибыли на 80° южной широты. Здесь они оборудовали первый продовольственный склад и сразу же налегке отправились в обратный путь, надеясь еще застать «Фрам». 175 километров они прошли за два дня, но «Фрам» уже благополучно покинул Китовую бухту. На шельфовом леднике во Фрамхейме (так была названа база экспедиции) осталось девять человек. 22 февраля отправился к югу следующий караван. Он состоял из восьми человек, семи саней к сорока двух собак.

24 февраля караван миновал первый продовольственный склад и 2 марта достиг 81° южной широты. Несмотря на то что по календарю было еще антарктическое лето, здесь царил холод и термометр показывал 45° мороза. На 81-й параллели был построен второй продовольственный пункт. Отсюда три человека на пустых санях повернули обратно во Фрамхейм, а остальные пошли дальше на юг. За 81-й параллелью начали встречаться ледниковые трещины. Однажды в одну из трещин провалились три собаки, но они повисли на сбруе и были спасены.

7 марта 1911 года караван достиг 82° южной широты, где был построен третий продовольственный склад.

По обе стороны от каждого склада, перпендикулярно к линии пути, расставлялось по десяти вех с расстоянием между ними в 900 метров. Каждая веха имела свой номер, по которому можно было определить, с какой стороны и на каком расстоянии находится склад.

В конце марта последняя партия по устройству складов вернулась на базу. Остававшиеся там участники экспедиции заготовили для 115 собак 60 тонн тюленьего мяса. Этим кормом пользовались только на базе, а также завезли его на первый склад; на остальные склады доставили более калорийное и легкое питание — собачий пеммикан.

21 апреля в последний раз показалось солнце. Наступила полярная ночь. Жизнь во Фрамхейме наладилась. Основной работой была подготовка к путешествию на Южный полюс. В отличие от экспедиции Скотта здесь все было подчинено только этой цели. Метеорологические наблюдения велись всего лишь три раза в день. Ночные наблюдения не проводились совсем. Амундсен в своих отчетах подчеркивал: «Главной зимней работой была подготовка к путешествию на юг. Надо было дойти до полюса, все остальное было второстепенным».

Всю зиму тщательно отбиралось продовольствие, переделывались сани. При этом преследовалась одна цель — уменьшить вес бесполезного груза, как, например, ящиков и саней. Учитывался каждый грамм. Еще зимой, до восхода солнца, все было упаковано, увязано и пригнано, начиная от сбруи собак и кончая одеждой людей.

23 августа солнце снова осветило снежную страну, а в сентябре на лед бухты стали выползать тюлени. Свежему мясу обрадовались и люди, и собаки. 28 сентября прилетели качурки — вестники весны. Но погода была еще неустойчивой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..