Первая японская экспедиция в Антарктиду

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Первая японская экспедиция в Антарктиду



В достижении Южного полюса у Амундсена и Скотта были соперники из еще одной страны — Японии.

В то время когда «Фрам» поджидал в Китовой бухте возвращения группы Амундсена с Южного полюса, в этой же бухте

16 января 1912 года появилось японское судно «Кайнан Мару». То была японская экспедиция, руководимая лейтенантом Ширазе. Экспедиция вышла из Японии осенью 1910 года с задачей покорения Южного полюса. Тогда японцы еще не знали о планах Амундсена. Но им хорошо были известны намерения Скотта, и поэтому они торопились.

В те времена японцы не имели опыта в полярных исследованиях. Судно было недостаточно сильным, чтобы преодолеть пояс плавучих льдов. Только в марте 1911 года оно дошло до острова Кульмана в западной части моря Росса и из-за начавшегося ледообразования и плохой погоды вынуждено было повернуть на север. «Кайнан Мару» пришел в порт Сидней в Австралии, где был поставлен на ремонт.

Но на следующий год японская экспедиция на том же судне снова пошла в Антарктику. Плавание через море Росса было удачнее прошлогоднего, и, как уже указывалось выше, «Кайнан Мару» появился в Китовой бухте.

Группа японцев высадилась на ледяной берег бухты севернее зимовочной базы Амундсена и установила здесь палатку.

25 января 1912 года Амундсен со своими товарищами вернулся во Фрамхейм. В это время «Фрам» и «Кайнан Мару» вследствие взлома припая в бухте отдрейфовали в море.

Вистинг и Преструд еще до возвращения Амундсена посетили японцев, однако встречены они были хотя вежливо, но холодно. Начальник японской экспедиции даже не принял норвежцев.

27 января 1912 года «Кайнан Мару» из-за сильного шторма ушел в открытое море, и норвежцы больше его не видели.

«Оставшиеся в палатке у края барьера севернее Фрамхейма участники японской экспедиции до конца оставались весьма сдержанными, — писал впоследствии в своем отчете Амундсен. — В тот день, когда мы покидали это место, один из наших имел интервью с двумя чужеземными гостями... Японцы завели разговор, пересыпая его восторженными выражениями вроде: «чудесный день» и «какая масса льда». Товарищ наш, заявив, что он совершенно согласен с этими бесспорными фактами, попытался разузнать о вещах гораздо более интересных. Оба чужестранца рассказали, что в данный момент они являются единственными обитателями палатки, стоявшей на краю барьера.

Двое их товарищей отправились в поход в глубь барьера для производства метеорологических наблюдений и вернутся через

неделю. «Кайнан Мару» ушел в новое плавание к Земле Эдуарда VII. Насколько им было известно, предполагалось, что судно за ними вернется к десятому февраля»...

Два японских исследователя, отправившихся в поход из Китовой бухты, прошли по шельфовому леднику Росса на юг 185 километров до 80° 05х южной широты и благополучно вернулись обратно. «Кайнан Мару» дошел до Земли Эдуарда VII, где на берег высадилась еще одна группа. Эта группа совершила восхождение на одну из вершин горной цепи Александры.

10 февраля 1912 года японский корабль возвратился в Китовую бухту, забрал береговую партию и в тот же год со всем составом экспедиции благополучно возвратился в Японию.

 

 

Русские в экспедициях Амундсена и Скотта

В составе команды «Фрама» норвежской экспедиции Руала Амундсена был русский моряк-помор — Александр Степанович Кучин. В 1910 году «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера» поместили об этом небольшое сообщение. В нем говорилось:

«Весь экипаж «Фрама» состоит из норвежцев. Исключение сделано только для одного русского — помора А. С. Кучина... По окончании с отличием Архангельского мореходного училища он посвятил себя изучению океанографии при Бергенской биологической станции, где своим трудолюбием, любознательностью и пытливым умом обратил на себя внимание норвежских ученых».

Деятельность этого отважного помора недостаточно оценили его современники, и о нем очень скупо и редко упоминалось в литературе, посвященной покорению полярных стран.

Лишь в 1949 году советский журналист, участник Второй советской антарктической экспедиции, Г. А. Брегман разыскал некоторые документы об А. С. Кучине, встретился с его родственниками и друзьями. В газете «Водный транспорт» в августе 1959 года Г. Брегман рассказал об участии русского полярника в экспедиции Амундсена и привел о нем биографические сведения.

Александр Степанович Кучин родился 28 сентября 1888 года в селе Кушерека, на берегу Онежского залива Белого моря в семье потомственного моряка. Окончив сельскую школу, а затем трехклассное училище в городе Онеге, он юнгой плавал на кораблях в Норвегию, побывал с поморами-промышлеиниками на Шпицбергене и Новой Земле. Юный помор, с детства полюбивший море, поступил в 1904 году в Архангельское торгово-мореходное училище, готовившее штурманов дальнего плавания. А. С. Кучин окончил училище с золотой медалью и в 1909 году с дипломом штурмана дальнего плавания попадает в Норвегию.
Он плавает на норвежском судне «Гудмонсен» к острову Ян-Майен и на Шпицберген.

На промысловых судах русский моряк стал изучать океан не только с точки зрения навигации, но и как жизненную среду для рыб и промысловых животных, как богатый источник, дающий пищу людям. Этот интерес привел Кучина на биологическую станцию в Бергене к известному норвежскому ученому-океанографу Бьерну Хелланд-Хансену. Он стал ассистентом норвежского океанографа. Здесь же Кучин познакомился с знаменитым норвежским полярным ученым-исследователем Фритьофом Нансеном.

Новые друзья рекомендовали молодого русского моряка и ученого в экспедицию Амундсена в качестве штурмана и руководителя океанографических работ на «Фраме».

Амундсен с группой товарищей остался зимовать в Фрам-хейме вблизи барьера Китовой бухты, «Фрам» 15 февраля 1911 года ушел на север. В то время когда зимовочная группа готовилась к штурму полюса, «Фрам» бороздил воды Южной Атлантики. Здесь между Южной Америкой и Африкой под руководством А. С. Кучина велись океанографические исследования. Двадцатидвухлетний ученый с увлечением занимался любимым делом. В письме матери и сестрам из Буэнос-Айреса он писал 5 июня 1911 года:

«...Завтра снова уходим в море — на этот раз не надолго, на 2—3 месяца. Теперь будет научная работа — моя любимая. Может быть, ради этой-то части экспедиции я и поехал».

В Южной Атлантике было выполнено 60 глубоководных океанографических станций, взята 891 проба воды с разных глубин для последующего химического анализа и собрано 190 проб планктона.

В начале октября 1911 года «Фрам» из Буэнос-Айреса отправился за зимовочной группой в Китовую бухту. В этом рейсе А. С. Кучин не участвовал: он должен был вернуться в Россию. Из Буэнос-Айреса русский исследователь доставил в Норвегию Хелланд-Хансену собранные во время плавания на «Фраме» научные материалы. Океанографические исследования А. С. Кучина получили высокую оценку норвежских ученых.

Вернувшись на родину, А. С. Кучин в начале 1912 года поз» накомился в Архангельске с В. А. Русановым, который готовил новую арктическую экспедицию. Идея В. А. Русанова о проходе Северным морским путем увлекла молодого капитана и океанографа. Он добивается участия в экспедиции на «Геркулесе» и становится ближайшим помощником Русанова.

В 1912 году «Геркулес» вышел на Шпицберген, а оттуда направился на восток. Решение Русанова и его товарищей пройти Северным морским путем было неожиданным. Об этом Русанов сообщил запиской через промышленников, встретившихся в

пути. Больше об экспедиции достоверных сведений не поступало. «Геркулес» изчез. Лишь в 1934 году на одном из островов Карского моря в районе шхер Минина был найден столб, на котором вырезано название судна «Геркулес», а у берега острова был обнаружен остов разбитой шлюпки. Где и при каких обстоятельствах погибли отважные исследователи, пока установить не удалось.

В составе английской экспедиции Роберта Скотта участвовали двое русских — Дмитрий Горев и Антон Омельченко. О них в полярной литературе почти совсем нет никаких сведений.

Дмитрий Горев (в дневнике Скотта он фигурирует под фамилией Геров) был каюром. Купив по поручению Скотта в Сибири собак, Горев проделал с ними путь через Владивосток, Сидней до Новой Зеландии и здесь в порту Крейсчерч был взят на борт экспедиционного судна «Терра-Нова».

Антон Омельченко был в экспедиции Скотта конюхом. Вероятно, он жил на Дальнем Востоке в районе Харбина, откуда сопровождал маньчжурских лошадей также до Новой Зеландии, а затем на борту «Терра-Нова» — до Антарктиды.

Н. Я. Болотников, редактор советского издания дневника Скотта, вышедшего в свет в 1955 году под названием «Последняя экспедиция Р. Скотта», в предисловии к этой книге пишет:

«Сколь ни скромна была роль наших соотечественников в этой экспедиции, Скотт часто и с похвалой упоминает об Антоне Омельченко и Дмитрии Герове. По его отзывам можно полагать, что Омельченко и Геров были трудолюбивыми, общительными, никогда не унывавшими членами коллектива. Своей старательностью, постоянной готовностью помочь в трудном деле Омельченко и Геров быстро заслужили всеобщую признательность... Оба русских принимали участие и в работе вспомогательных партий, сопровождавших Скотта по пути к полюсу. Омельченко проводил полюсную партию до середины Великого барьера Росса. Геров расстался со Скоттом на 84° ю. ш. на глетчере Бирдмора».

Поздней антарктической осенью 1912 года Дмитрий Горев вместе с Черри-Гаррардом участвовал в труднейшем походе для оказания помощи полюсной группе, а в конце декабря 1912 года он в составе партии Пристли поднялся на вершину вулкана Эре-бус. В знак заслуг Дмитрия Горева Пристли назвал один из пиков горы Эребус пиком Дмитрия.

Таким образом, через 81 год после открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым Кучин, Горев, Омельченко были первыми русскими, вступившими на берега Антарктиды.

Советские полярники, производившие в период Международного геофизического года съемку берегов Антарктиды, увековечили имена этих скромных русских людей на географической карте.

 

Именем Кучина назван ледник на Земле Уилкса (66° 57/ южной широты и 117° 25 восточной долготы); одна из бухт на Берегу Отса, где плавал корабль Р. Скотта, названа именем Омельченко, а небольшой остров вблизи Берега Правды в море Дейвиса — островом Горева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..