Механизм включения пускового двигателя дизелей Д-108 и КДМ-100

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели Д-108 и КДМ-100. Устройство и эксплуатация (А.А. Лазарев) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Механизм включения пускового двигателя дизелей Д-108 и КДМ-100



Механизм включения (рис. 89) служит для ввода шестерни привода 4 в зацепление с зубчатым венцом маховика дизеля и автоматического выключения этой шестерни, после того как дизель заведется и разовьет устойчивые обороты.

Шестерня привода 4 надета на задний шлицевой конец вала редуктора 3. С ней при помощи болтов соединена муфта 5, в двух пазах которой на пальцах закреплены две защелки 13. Защелки имеют три плеча. Между задними плечами защелок в отверстие муфты установлена пружина 12. Усилие пружины может изменяться вворачиванием или выворачиванием регулировочных винтов 29.

Под действием пружин передние плечи защелок, имеющие зацепы, стремятся сблизиться. Внутренние (нижние) плечи защелок имеют однозубовое соединение и упираются в дно муфты 5.

Между защелками 13 в торец муфты упирается толкатель 15, который при помощи пружин 17 может отжимать муфту 5 с шестерней 4, передвигая их назад. Толкатель 15 своей головкой вставлен в отверстие вала редуктора и упирается в пружины. Задний конец толкателя скользит в направляющей втулке 14, ввернутой в торец вала редуктора. Головка направляющей втулки 14 удерживает при помощи наружных плеч защелок весь механизм в крайнем переднем (включенном) положении и, кроме того, является упором для шестерни 4, когда шестерня вместе с муфтой находится в крайнем заднем (выключенном) положении.

В задний торец ведущей муфты впрессована пятка 11, в которую может упираться при включении шестерни нажимной рычаг 6 (см. рис. 88). Рычаг сидит жестко на валике, установленном в опорных втулках кожуха муфты сцепления. На наружном конце валика укреплен другой

рычаг 5, соединенный шарнирной тягой 3 с рычагом включения 2, который находится на вертикальном валике 8 муфты сцепления (над рычагом 1 управления муфтой сцепления).

 

 

 

Работа механизма включения

При передвижении рычага включения 2 «на себя» (от дизеля, см. рис. 88) его движение через шарнирную тягу 3 и рычаг 5 передается нажимному рычагу 6, который своим нижним концом нажимает на пятку 7 муфты и двигает ее вперед вдоль вала вместе с шестерней привода 4 (рис. 89). При этом толкатель 15 перемещается также вперед, преодолевая натяжение двух пружин 17, установленных в глухом отверстии вала редуктора. Одновременно скошенные кромки наружных плеч защелок 13 начинают упираться в головку направляющей втулки 14 толкателя 15, вследствие чего защелки 13 разжимаются, преодолевая натяжение пружины 12.

Когда шестерня привода полностью войдет в зацепление с зубчатым венцом маховика дизеля, наружные плечи защелок своими зацепами охватят головку направляющей втулки. В этом положении защелки удерживают весь механизм во включенном положении.

После включения муфты сцепления работающий пусковой двигатель приводит во вращение вал редуктора и шестерню привода, которая через зубчатый венец маховика дизеля приводит во вращение его коленчатый вал, осуществляя пуск дизеля.

По мере увеличения числа оборотов после пуска дизеля наружные плечи защелок 13 под действием центробежной силы стремятся разойтись в стороны от вала 3 редуктора, преодолевая натяжение пружины 12.

Пружина 12 отрегулирована таким образом, что при числе оборотов коленчатого вала дизеля около 300—320 в минуту защелки выходят из зацепления с головкой направляющей втулки 14 толкателя. При этом сжатые внутренние пружины 17, действуя через толкатель 15 на муфту 5, отталкивают ее назад и выводят из зацепления с венцом маховика шестерню привода 4.

Выключению шестерни привода способствует также давление на ее косые зубцы со стороны вращающегося зубчатого венца маховика дизеля.

Шлицы вала редуктора, зубцы шестерни привода, пятка, а также другие трущиеся детали механизма слегка смазываются дизельным маслом при сборке.

 

 


Регулировки механизма включения



I. Регулировка свободного хода тяги механизма включения

1. Вывести из зацепления с венцом маховика шестерню привода.

2. Выключить муфту сцепления.

3. Отпустить контргайку наконечника 4 (рис. 88) с шариковым пальцем и, изменяя длину тяги 3, отрегулировать ее свободный ход (зазор между рычагом 6 и пяткой 7) в пределах 7—12 мм.

II. Регулировка числа оборотов выключения шестерни механизма включения. Число оборотов выключения шестерни механизма включения регулируется изменением натяжения пружины 12 (рис. 88) защелок муфты включения при помощи регулировочных винтов 29. При завинчивании винтов 29 пружины число оборотов выключения увеличивается, при отвинчивании — уменьшается.

При правильно отрегулированном натяжении пружины шестерня механизма включения должна выходить из зацепления с венцом маховика при числе оборотов, превышающем максимальное число оборотов холостого хода пускового двигателя примерно на 50—100, что соответствует 300—320 об/мин коленчатого вала дизеля. После регулировки винты пружины защелок необходимо зашплинтовать.

 

 

 

Краткие сведения по разборке и сборке пускового двигателя дизелей Д-108 и КДМ-100



Снятие пускового двигателя. 1. Спустить воду из системы охлаждения и масло из картера двигателя.

2. Снять валик заводной рукоятки.

3. Снять воздухоочиститель пускового двигателя.

4. Закрыть краник бензинового бачка и отсоединить топливную трубку от карбюратора.

5. Отсоединить выхлопной патрубок пускового двигателя от всасывающей трубы дизеля.

6. Отсоединить тягу, идущую от рычага механизма включения к наружному рычагу включения шестерни механизма включения.

7. Снять водяные патрубки, соединяющие пусковой двигатель с дизелем, и отсоединить от магнето провода, идущие к подогревателю воздуха.

8. Отвернуть болты крепления пускового двигателя к блоку дизеля, к кожуху шестерен распределения и к кожуху маховика. Снять регулировочные прокладки между кожухами шестерен распределения, маховика дизеля и местами крепления к ним пускового двигателя.

9. Отодвинуть передний конец пускового двигателя от плоскости блока дизеля так, чтобы пусковой двигатель сошел с установочного штифта, расположенного в нижнем переднем углу привалочной плоскости картера пускового двигателя. После этого снять пусковой двигатель.

Пусковой двигатель следует снимать только с выведенной из зацепления с венцом маховика шестерней механизма включения. Чтобы убедиться в этом, следует выключить зажигание пускового двигателя и, при включенных редукторе и муфте сцепления пускового двигателя провернуть пусковой двигатель с помощью рукоятки; при этом шкив привода вентилятора у дизеля не должен вращаться.

Если шестерня окажется включенной, необходимо запустить дизель и остановить его. При заводке дизеля шестерня автоматически выйдет из зацепления с венцом маховика.

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..