ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-108 и КДМ-100
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-108 и КДМ-100
Перед началом смены необходимо проверить состояние двигателя и
подготовить его к работе.
Двигатель должен быть очищен от грязи. Перед началом работы необходимо
осмотреть и подтянуть все наружные крепления, смазать места, подлежащие
смазке, проверить уровень масла в картерах дизеля и пускового двигателя,
при необходимости долить масло.
Завод отгружает двигатели без масла в картерах дизеля и пускового
двигателя и без воды в системе охлаждения.
Прежде чем пустить двигатель, следует залить масло в картер дизеля на 80
мм выше метки «тах» на масломерной линейке, а в картер пускового
двигателя — до метки «тах». Затем проверить запас дизельного топлива в
главном баке и бензина в бачке пускового двигателя. При этом надо
следить, чтобы вместе с топливом в бак не попала грязь и вода.
Затем необходимо заполнить систему охлаждения чистой мягкой водой, а в
случае холодной погоды (температура окружающего воздуха ниже нуля) в
систему охлаждения необходимо залить низкозамерзающие растворы.
Перед пуском двигателя необходимо включить муфту сцепления пускового
двигателя, рычаг акселератора перевести в переднее крайнее положение за
стопор (подача топлива выключена), рычаг декомпрессора — в положение
«Пуск».
Пуск пускового двигателя
Пусковой двигатель дизеля Д-108 следует пускать с помощью стартера, а
КДМ-100 — вручную заводной рукояткой.
Надежный пуск двигателя стартером может быть
обеспечен только в том случае, если аккумуляторная батарея
поддерживается в исправном состоянии.
Во избежание разрядки батареи необходимо перед пуском тщательно прогреть
пусковой двигатель.
Перед пуском вал пускового двигателя необходимо провернуть на несколько
оборотов вручную.
Для пуска пускового двигателя необходимо:
1) открыть запорный вентиль бензинового бачка и включить зажигание;
2) поставить рычаг регулятора пускового двигателя на защелку в положение
холостого хода;
3) полностью закрыть воздушную заслонку карбюратора;
4) занять устойчивое положение на гусенице (для пуска пусковой
рукояткой);
5) надеть пусковую рукоятку на вертикальный валик, охватив ее правой
рукой так, чтобы все пальцы руки находились с Одной стороны рукоятки;
6) медленно поворачивать валик до хода сжатия, а когда почувствуется
компрессия, сделать резкий поворот рукоятки (рывок).
Если двигатель сразу не заводится, прием следует повторить. После 2—3
рывков необходимо приоткрыть немного воздушную заслонку карбюратора и
продолжать проворачивание рукоятки рывками до пуска двигателя. При
нормальных условиях двигатель обычно заводится после 2—6 рывков.
При закрытой воздушной заслонке не рекомендуется слишком долго
проворачивать пусковой двигатель, так как в этом случае в цилиндры
двигателя подается обогащенная топливом смесь.Эта смесь при отсутствии
вспышки смывает со стенок цилиндра смазку, уменьшает компрессию, а также
забрасывает свечу зажигания и затрудняется дальнейший пуск двигателя.
Горячий двигатель нужно заводить с открытой воздушной заслонкой.
После запуска пускового двигателя рукоятку следует снять. С
установлением устойчивых малых оборотов воздушную заслонку по мере
прогрева двигателя постепенно полностью открывают, двигатель прогревают
на малых и средних оборотах (холостой ход).
Работа на холостом ходу необходима для полного распределения смазки
двигателя перед его загрузкой, а также для прогрева дизеля при
подготовке его к пуску.
Пуск дизеля
1. Закрыть шторку дизеля.
2. После пуска и прогрева пускового двигателя установить рычаг 43 (см.
рис. 2) редуктора в положение «Ускоренное».
3. Ввести в зацепление шестерню механизма включения 44 с зубчатым венцом
маховика дизеля, передвинув рычаг 41 на себя.
4. Включить муфту сцепления пускового двигателя, передвинув рычаг 47 в
сторону от блока дизеля, и прогреть дизель, вращая его вал пусковым
двигателем, а через 1—2 мин рычаг декомпрессора 37 поставить в положение
«Рабочее» и включить подачу топлива, переведя рычаг акселератора 36 на
V2 хода «на себя».
Если дизель сразу не пускается, то рычаг акселератора надо снова
перевести в крайнее переднее положение за стопор и продолжать прогрев
дизеля в том же порядке, после чего снова включить подачу топлива, как
указано выше.
После пуска дизеля выключить муфту сцепления пускового двигателя. Это
исключит возможность вращения пускового двигателя на высоких оборотах в
случае, если автомат отключения не сработал. Затем проверить давление
масла по манометру (стрелка должна находиться в секторе шкалы зеленого
цвета) и остановить пусковой двигатель. Для этого закрыть вентиль
бензинового бачка пускового двигателя, после чего выключить зажигание.
Далее прогреть дизель на малых и средних оборотах, а затем проверить его
работу на средних и максимальных оборотах в течение 2—3 мин. Увеличивать
или уменьшать числа оборотов нужно плавно. Работа двигателя на всех
режимах должна быть равномерной без посторонних шумов и стуков. Так как
в цилиндры нового дизеля и пускового двигателя залита консервирующая
смазка, то в первое время их работы возможен выброс масла из выхлопных
труб.
При продолжительной работе двигателя на холостом режиме в холодное время
следует устанавливать только максимальные числа оборотов. Рычаг
акселератора необходимо ставить в крайнее заднее положение.
Если в холодное время года температурный режим был ниже 70° С и
двигатель длительное время работал на малых оборотах холостого хода, то
перед остановкой следуетзагрузить двигатель и дать ему проработать при
нормальном тепловом режиме. Если это требование не выполнено, го перед
пуском двигателя следует проверить подвижность клапанов, нажимая ломиком
на их коромысла (для доступа к коромыслам достаточно снять колпаки).
При заедании клапанов (клапаны не садятся на свои места под действием
пружин) необходимо добиться свободного перемещения клапанов, поливая на
их стержни теплый керосин.
Пуск двигателя при минусовых температурах
1. Закрыть клапан утеплительного чехла и шторку радиатора.
2. Провернуть коленчатый вал дизеля (через пусковой двигатель) пусковой
рукояткой, включив шестерню привода. Если нельзя провернуть коленчатый
вал дизеля, следует отогреть водяной насос во избежание срыва
крыльчатки.
3. При температуре воздуха ниже —20° пропустить через радиатор и блок
(при открытом сливном кране и вывернутой из блока сливной пробке) 2—3
ведра горячей воды, нагретой до кипения. Затем закрыть кран и пробку,
залить полный объем горячей водой и слить через 3— 4 мин\ закрыв кран и
пробку, без промедления заполнить полный объем кипятком. При температуре
воздуха до —10° пуск двигателя осуществляется без предварительного
прогрева горячей водой в течение 1—4 мин.
4. Залить масло, нагретое до .температуры 80—90°, в картер дизеля, а
затем в картер пускового двигателя. Для лучшего прогрева заливать масло
одновременно с заполнением системы водой.
5. Прогреть кипятком в течение 2—4 мин всасывающую трубу пускового
двигателя, обложив ее тряпками, одновременно прокручивая пусковой
рукояткой коленчатый вал пускового двигателя. Если возможно сделать
рывок пусковой рукояткой, то двигатель готов к пуску.
При температуре воздуха ниже —25° следует прогреть горячей водой кожух
шестерен распределения пускового двигателя.
7. Пустить пусковой двигатель, делая энергичные рывки пусковой
рукояткой. При первой вспышке в ци-линдрах приоткрыть не более чем на
половину воздушную заслонку.
8. При пуске двигателя электростартером приоткрыть воздушную заслонку на
1/3 ее полного открытия после 2—5 оборотов коленчатого вала. Вторую
попытку пуска произвести при приоткрытой заслонке без подкачки бензина.
Если двигатель не будет пущен с третьей попытки, проверить состояние
свечей, наличие искры и поступление бензина в карбюратор.
9. После пуска пускового двигателя прогреть его в течение 1,5—2 мин, как
было указано выше.
10. Установить рычаг редуктора в положение «Замедленно», включить
шестерню механизма включения и плавно включить муфту сцепления пускового
двигателя.
11. Прокручивать коленчатый вал дизеля на замедленной передаче в течение
3—5 мин.
12. Если двигатель оборудован подогревателем воздуха, то, после того как
пусковой двигатель начнет устойчиво проворачивать вал дизеля на
замедленной передаче, следует при помощи насоса подогревателя воздуха
подать топливо через форсунку во впускную трубу дизеля.
13. Перейти к прокрутке дизеля на ускоренной передаче, для чего,
выключив муфту сцепления и переведя рычаг редуктора в положение
«Ускоренно», вновь включить муфту сцепления. Прокручивать коленчатый вал
дизеля на ускоренной передаче в течение 1—3 мин (в зависимости от
предшествующей подготовки).
14. В случае, если манометр показывает возрастание давления до рабочего,
следует перевести рычаг декомпрессора в положение «Рабочее» и через 1
мин включить подачу топлива, переведя рычаг акселератора в крайнее
заднее положение (максимальная подача). Кратковременная прокрутка на
ускоренной передаче при положении рычага декомпрессора в положении
«Рабочее», необходима для получения требуемой температуры в цилиндрах,
обеспечивающей самовоспламенение топлива в момент впрыска. После пуска
дизеля его необходимо прогреть, как было указано выше.