ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ Д-108

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели Д-108 и КДМ-100. Устройство и эксплуатация (А.А. Лазарев) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 



ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ Д-108


В случае использования для пуска пускового двигателя электростартера электрооборудование двигателя Д-108 (рис. 92) должно состоять из генератора переменного тока 3; электростартера 1 аккумуляторной батареи 7; выпрямителя 2; блока предохранителей 4

 амперметра 6

 выключателя 8 батареи и проводов 5.

 

 

 

 

Рис. 92. Схема электрооборудования двигателя Д-108

 

 

Стартер СТ-204 двигателя Д-108


Стартер предназначен для прокручивания коленчатого вала пускового двигателя при пуске. Он (рис. 93) состоит из корпуса 1 с полюсными башмаками 4 и обмоткой возбуждения 5, якоря 2 с обмоткой 6 и коллектором 9, крышки 29 и медно-графитовых щеток 27 в щеткодержателях 32. Обмотка возбуждения включена последовательно цепи якоря. Снаружи на корпусе стартера закреплен включатель 13. На шлицевом конце вала 8 якоря установлен механизм включения стартера, состоящий из рычага 19 включения, регулировочного болта 16 с головкой и муфты свободного хода с шестерней 28.

Муфта свободного хода отключает вал стартера от пускового двигателя сразу же после его пуска. Она имеет шлицевую втулку 24, на заднем конце которой находится кольцо 22 с канавкой для соединения с вилкой рычага включения стартера. Под действием пружинок ролики 26 стремятся заклиниться между наклонной поверхностью паза внутренней обоймы 34 и внутренней расточкой наружной обоймы 25, жестко соединенной со шлицевой втулкой 24. При нажатии на рычаг 19 шестерня 28 входит в зацепление с зубчатым венцом маховика пускового двигателя, головка болта 16 нажимает на шток 15 включателя стартера, замыкая его контакты 14. Ток от аккумуляторной батареи поступит в обмотку 6 якоря стартера и в обмотку возбуждения 5, якорь 2 начнет вращаться, вращая шлицевую втулку 24, наружную обойму 25 и через заклиненные ролики 26 внутреннюю обойму 34 муфты свободного хода с шестерней 28. Шестерня будет вращать маховик пускового двигателя. После запуска двигателя маховик вращает шестерню 28 и связанную с ней обойму муфты свободного хода быстрее, чем вращаются вал стартера и шлицевая втулка. При этом ролики муфты сдвигаются силой трения по наклонной поверхности в более широкую часть паза и отсоединяют шлицевую втулку и вал стартера от шестерни привода. Возврат рычага 19 в исходное положение осуществляется возвратной пружиной 17.

Стартер установлен на кожухе муфты сцепления пускового двигателя. Номинальная мощность стартера 1,8 л. с. при 1400 об/мин. Вращение вала — по часовой стрелке со стороны шестерни привода.

 

 

 

 

Рис. 93. Стартер СТ-204:
1 — корпус; 2 — якорь; 3 — сердечник якоря; 4 — полюсные башмаки; 5 — обмотка возбуждения; 6 — обмотка якоря; 7, 30 — втулки; 8 —
вал якоря; 9 — коллектор; 10— хомутная лента; 11 — клемма; 12 — перемычка; 13 —включатель стартера; 14 — контакт включения: 15— нажимной шток; 16 — регулировочный болт; 17 — возвратная пружина кручения; 18 — ось; 19 — рычаг; 20 — контргайки; 21 — винтограничитель; 22 — кольцо муфты свободного хода; 23— пружина; 24 — шлицевая втулка; 25 — наружная обойма муфты свободного хода; 26 — заклинивающие ролики муфты свободного хода; 27 — щетки; 28 — шестерня стартера; 29 — крышка; 31 — пружина щетки; 32 щеткодержатель; 33 — упорная шайба; 34 — внутренняя обойма муфты свободного хода; 35 — пружинное кольцо

 

 

 

Уход за стартером СТ-204 двигателя Д-108

 

Через каждые 60 ч работы необходимо

1) проверить состояние соединений проводов, не допуская их загрязнения и ослабления крепления;

2) в случае образования белого налета (окислов) на поверхности клемм и проводов необходимо их очистить и покрыть тонким слоем технического вазелина.

Через каждые 1000 ч работы необходимо

1) отключить аккумуляторную батарею при помощи выключателя, снять стартер с двигателя, очистить его от пыли и грязи;

2) осмотреть щетки стартера и проверить степень их износа; при высоте щеток менее 6—7 мм заменить их новыми;

3) проверить давление пружин 31 на щетки, которое должно быть в пределах 850—1400 Г\ большое усилие прижатия вызывает повышенный износ щеток, а малое — искрение между коллектором и щетками и обгорание пластин коллектора;

4) осмотреть состояние коллектора, в случае загрязнения протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине. При незначительном подгорании или износе коллектора очистить его стеклянной шкуркой, после чего продуть сжатым воздухом;

5) проверить состояние клемм и рабочей поверхности контактов включателя и при необходимости зачистить их

 

 

Регулировка момента включения стартера

1. Вращением винта 21 (рис. 93) отрегулировать положение шестерни 28 так, чтобы при нажатии на рычаг 19 до отказа она не доходила до упорной шайбы 33 на величину 1—2,5 мм.

2. Вращением регулировочного болта 16 при ослабленных контргайках 20 отрегулировать начало замыкания контактов включателя, которое должно происходить при зазоре 4—5,5 мм между торцом шестерни 28 и упорной шайбой 33.

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..