Редуктор пускового двигателя дизелей Д-108 и КДМ-100
Редуктор предназначен для более легкого прокручивания коленчатого вала
холодного дизеля в условиях зимнего пуска и имеет две передачи.
Редуктор (рис. 89) имеет чугунный корпус 1, закрытый крышкой 9, на
которой смонтированы рычаги 8 и 24 переключения подвижной шестерни.
Ось двойной шестерни 25 установлена жестко в приливах корпуса и
стопорится специальным шплинтом 27. На оси свободно вращается на двух
бронзовых втулках двойная шестерня 25, имеющая два зубчатых венца: один
из них, больший, находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней
16 (см. рис. 87) вала 11 муфты сцепления, а с другим, меньшим, может
входить в зацепление подвижная шестерня 2 (рис. 89) вала 3 редуктора.
Передним подшипником вала является бронзовая или железографитовая втулка
15 (см. рис. 87), запрессованная в глухое отверстие вала 11 муфты
сцепления. Задний подшипник 19 (рис. 89) вала редуктора шариковый,
запрессован он в корпус редуктора. Подвижная шестерня 2, имеющая
наружный и внутренний зубчатые венцы, может передвигаться по шлицам вала
редуктора. При передвижении шестерни вилкой 21 назад (положение
«Замедлен») наружный венец сцепляется с малым венцом двойной шестерни, а
при передвижении шестерни вперед внутренний венец может охватывать
ведущую шестерню 16 (рис. 87) и соединять на прямую (ускоренная
передача) вал муфты сцепления 11 с валом редуктора 3 (рис. 89). Вилка 21
переключения надета свободно на валик 20 и передвигается рычагами 24 и
8.
После прогрева дизеля, а также в летнее время рычаг 8 редуктора
устанавливают в положение «Ускорен» (вперед до отказа). На корпусе
редуктора установлен сапун 7, сообщающий внутреннюю полость редуктора с
атмосферой.
Детали редуктора смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися
шестернями. Масло заливается через отверстие, закрываемое пробкой. Спуск
масла осуществляется через спускное отверстие редуктора.
Уровень масла в редукторе контролируется масломерной линейкой 6,
установленной в крышке. Редуктор
спереди крепится к фланцу кожуха муфты сцепления, а
задним концом входит в окно кожуха маховика и крепится двумя болтами к
нему. Между фланцем редуктора и кожухом маховика на указанные болты
устанавливаются регулировочные прокладки для устранения зазора между
сопрягающимися поверхностями.