Центробежный водяной насос двигателя Д-108 служит для создания
принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Он крепится болтами к
кожуху распределительных шестерен слева. Производительность насоса
12 800 л/ч при 1050 об/мин коленчатого вала дизеля.
Насос (рис. 28) состоит из корпуса 14, закрепленного на кронштейне 10
пятилопастной крыльчатки 16, соединенной с
валом 23 при помощи шпонки 20 и штифта 21.
К фланцу 22 корпуса крепится патрубок подводящий к насосу воду от
радиатора, к фланцу 13 — патрубок пере-пускной трубы, по которой вода
поступает из водоотводной трубы к насосу. Фланец 19 соединен с
патрубком, подводящим воду к блокам основного и пускового двигателей.
Задняя втулка 17 вала насоса на внутренней поверхности имеет кольцевые
канавки, заполненные графитовой набивкой. В передней втулке и во фланце
8 кронштейна имеются отверстия 7, совпадающие друг с другом. Через эти
отверстия подается масло из трубки, закрепленной в кожухе
распределительных шестерен Для исключения перетекания масла по валику во
фланце 8 установлен самоподжимной сальник 2.
Для предотвращения вытекания воды из корпуса насоса на валике в
специальной гайке 11 установлена сальниковая набивка 12, состоящая из
трех витков асбестового шнура, сечением 12 X 12 мм, длиной 142—145 мм,
пропитанного антифрикционной массой. Сальниковую набивку можно по мере
износа подтягивать гайкой, навернутой на выступ фланца кронштейна 10.
Резьба в гайке и на фланце левая (совпадает с направлением вращения вала
насоса). Для увеличения износостойкости вала его рабочая поверхность
закалена токами высокой частоты и хромирована. Осевое перемещение валика
ограничивается в пределах 0,08—0,4 мм упорным диском 6 и буртиком втулки
5. Приводная шестерня 1, посаженная на шпонке 4, закреплена на переднем
конце вала при помощи гайки 3. Шестерня 1 вала насоса приводится от
большой промежуточной шестерни распределения.
Для стекания воды из корпуса насоса в нижней его части имеется
отверстие.