МЕХАНИЗМ ПРИВОДА К АГРЕГАТАМ ДВИГАТЕЛЯ Д-108 и
КДМ-100
Механизм привода (рис. 20) служит для передачи вращения от шестерни 7
коленчатого вала дизеля к кулачковому валу клапанно-распределительного
механизма, регулятору и топливному насосу дизеля, водяному и масляному
насосам и генератору постоянного тока (на двигателе КДМ-100).
Шестерни механизма привода размещены в литом чугунном кожухе 8 (рис.
21), закрепленном к передней плоскости блока. Отверстие 9 в кожухе
служит для центровки водяного насоса, а отверстие 19 — для установки
генератора постоянного тока на двигателе КДМ-100. На двигателях с
генератором переменного тока отверстие 19 закрыто крышкой.
Для крепления на двигатель Д-108 кронштейна с генератором переменного
тока на кожухе шестерен распределения сверху (со стороны топливного
насоса) имеется горизонтальная обработанная площадка И. В отверстиях
бобышек кожуха установлены оси 13 и 17 большой 12 и малой 16
промежуточных шестерен. Для подвода масла к осям промежуточных шестерен
во фланце кожуха просверлены косые каналы 10 и 20, совпадающие с
отверстиями в блоке при установке кожуха. Через отверстие 21 наблюдают
за совпадением меток на зубьях шестерен привода регулятора при установке
последнего. Смотровое отверстие закрывают крышкой 14, удерживаемой
болтами 15. В нижней части спереди кожух имеет шейку-цапфу 1, которая
входит в отверстие передней опоры двигателя. В расточку отверстия шейки
запрессован до упора самоподжимной сальник 2. К верхней внутренней
стенке кожуха прикреплена хомутиком 4 и болтом 3 трубка 5, по которой
масло поступает от отверстия под ось большой промежуточной шестерни и
штуцеру 6 к передней втулке валика водяного насоса. К обработанной
площадке на передней стенке кожуха с тремя резьбовыми отверстиями
крепится кронштейн вентилятора. Кожух шестерен центрируется относительно
блока двумя установочными штифтами, запрессованными в блок.
Между кожухом шестерен и блоком размещена прокладка, которая для более
надежного уплотнения в месте прилегания фланца-картера должна выступать
относительно нижней плоскости блока на 0,5 мм.
На рис. 20 показано взаимное расположение шестерен в кожухе.
Шестерни: коленчатого 7 и распределительного 3
валов, привода регулятора и топливного насоса 8 вводятся в зацепление по
меткам так, чтобы меченый зуб (меткой «С») шестерни коленчатого вала
входил в меченую впадину
(меткой «С») большого венца шестерни
распределительного вала, а меченый зуб малого венца этой шестерни — в
меченую впадину шестерни регулятора и топливного насоса 4.
Между зубьями каждой пары шестерен, находящихся в зацеплении, должен
быть боковой зазор 0,08—0,40 мм, проверяемый через люки кожуха.
Рис. 20. Механизм привода (схема):
Рис. 21. Кожух распределительных шестерен
Разборка и сборка механизма привода
Перед снятием с двигателя кожуха шестерен при установленном картере
необходимо предварительно вынуть съемником ось 17 (рис. 21). Через
отверстие 19 поднять
малую промежуточную шестерню 16 и разместить ее в кармане кожуха, после
чего ось шестерни поставить на место. Оси 13 и 17 для выпрессовки из
кожуха имеют в торце фланца отверстия 18 с резьбой размером М12 X 1,75
под съемник.
Для облегчения снятия кожуха шестерен необходимо в отверстие 7 с резьбой
М12 х 1,75 во фланце заворачивать болт, который, упираясь в блок,
отодвигает кожух. После установки кожуха и соединения шестерен по меткам
необходимо замерить и при необходимости отрегулировать боковой зазор
между зубьями.
Для регулировки бокового зазора между зубьями шестерен допускается под
кронштейн привода масляного насоса и корпус регулятора устанавливать
специальные регулировочные прокладки общей толщиной не более 0,3 мм.