Система охлаждения служит для отвода тепла от наиболее нагретых деталей
двигателя (гильзы, блока, головки блока), а также для поддержания
нужного теплового режима двигателя.
На двигателях Д-108 и КДМ-100 применена принудительная водяная система
охлаждения закрытого типа. Она сообщается с атмосферой через
паровоздушный клапан, который открывается только при определенных
условиях. Система охлаждения двигателей Д-108 и КДМ-100 имеет следующие
основные части: водяной радиатор 2 (рис. 24) со шторкой, водяной насос
17, вентилятор 1, термостат 4, термометр 14 для контроля температуры
охлаждающей жидкости на выходе из головок цилиндров, подводящие и
отводящие трубопроводы, спускной кран 18 и спускную пробку 16.
На рис. 24 показана схема охлаждения двигателей Д-108 и КДМ-100.
В систему охлаждения вода заливается через горловину 3 радиатора и
заполняет всю систему охлаждения основного и пускового двигателей.
Водяные рубашки блока дизеля 15 и головки блока 10 соединены через
отверстия, в которые вставлены трубки с надетыми на них уплотнительными
резиновыми кольцами. В водоотводной трубе 9 около термостатов 4
установлен приемник 5 дистанционного термометра.
Воду из системы охлаждения сливают через кран 18 в нижнем коллекторе
радиатора и отверстие 16 в крышке водораспределительной камеры 13 блока
дизеля.
В систему охлаждения включена водяная рубашка 8 топливного фильтра, в
которую подводится горячая вода, подогревающая топливо для лучшей
фильтрации. Отводится вода из рубашки 8 по трубе 7.