Замена поршневой группы кривошипно-шатунного механизма двигателей Д-108 и КДМ-100

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели Д-108 и КДМ-100. Устройство и эксплуатация (А.А. Лазарев) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Замена поршневой группы кривошипно-шатунного механизма двигателей Д-108 и КДМ-100

 

 

 Для проверки состояния поршневой группы необходимо:

снять головки цилиндров и картер двигателя; очистить от нагара головки цилиндров и верхний нерабочий пояс гильз цилиндров;

отвернуть гайку шатунных болтов и снять поршни с шатунами; если необходимо, снять поршневые кольца и отсоединить поршень от шатуна; очистить поршень от нагара;

при износе гильзы по диаметру свыше 0,6 мм ее выбраковывают или расшлифовывают под ремонтный поршень (увеличенный по диаметру на 1,5 мм). Овальность и конусность внутренней поверхности расшлифованной

гильзы на длине хода колец должны быть не более 0,03 мм.

При замене гильз необходимо правильно их устанавливать в блок, чтобы не допустить увеличения их овальности. Большая овальность ухудшает условия работы поршневых колец и приводит к повышенному расходу масла. Одновременно с заменой гильз заменяют резиновые уплотнительные кольца в нижнем пояске гильзы и смазывают их суриком перед запрессовкой гильзы. После запрессовки торец гильзы должен выступать относительно верхней плоскости блока на 0,07—0,27 мм.

Новые гильзы и поршни при замене необходимо выбирать одной и той же группы, чтобы обеспечить нормальный температурный зазор 0,34—0,38 мм. При установке поршней в двигатель их подбирают по весу. Разница в весе комплекта поршней на двигателе должна быть не более 15 г.

Так как поршневой палец в бобышках поршня в холодном состоянии имеет посадку с натягом 0,002—0,02 мм, то для соединения этих деталей необходимо нагреть поршень до температуры 70—100° в горячей ванне с водой или маслом. Поршневой палец должен быть подобран ко втулке верхней головки шатуна таким образом, чтобы при соединении он перемещался в слегка смазанном отверстии втулки от усилия руки, но без ощутимого зазора. Для этого необходимо сопрягать поршневой палец, меченый зеленой краской, с шатуном, отмеченным также зеленой краской; палец, отмеченный желтой краской, сопрягать с шатуном, отмеченным также желтой краской. Максимально допустимый до замены зазор в сопряжении палец-втулка верхней головки шатуна допускается не более 0,25 мм, а в сопряжении палец — бобышки поршня — не более 0,2 мм. Поршневой палец ремонтного размера P1-I имеет наружный диаметр 60,3 — 0,008 мм.

Для использования бывших в работе гильз цилиндров путем их расшлифовки (на диаметр 146,5+0-08 мм) в запасные части выпускаются к таким гильзам поршни следующих ремонтных размеров (в мм) (табл. 3).

Обозначение ремонтного размера выбито на днище поршня. Поршни ремонтного размера, так же как и поршни нормального размера, по диаметру юбки разбиваются на четыре группы — М, C1, С2 и Б.

Вторые и третьи компрессионные кольца устанавливают на поршень торцом с меткой «Верх», обращенной к днищу

поршня. Направление конуса рабочей поверхности второго и третьего поршневых колец можно определить по угольнику, как показано на рис. 18.

Поршневые кольца, установленные на поршне, должны свободно перемещаться в канавках под действием собственного веса.

Замки поршневых колец при сборке располагают на поршне один относительно другого под углом 120°. На новом или отремонтированном двигателе зазоры в стыке колец должныбыть: в первом компрессионном 0,7—1,1 мм, во втором и третьем компрессионных 0,6—0,95 мм, в маслосъемных кольцах 0,5—0,9 мм.

Торцовые зазорымежду кольцом и канавкой поршня: для первого компрессионного кольца 0,08—0,12 мм, для второго и третьего компрессионных колец 0,07—0,11 мм, для маслосъемных колец 0,04—0,08 мм.

При увеличении торцового зазора между кольцом и канавкой в поршне до 0,4 мм и зазора в стыке колец, вставленных в гильзу, до 5 мм, кольцо необходимо заменить новым нормального или, если кольцо устанавливают для работы в расшлифованные гильзы, ремонтного размера. Поршневые кольца ремонтного размера P1-I увеличены по наружному диаметру на 1,5 мм и применяются вместе с ремонтным поршнем. При замене поршне-вых колец надо произвести их приработку на двигателе в течение 2 ч: без нагрузки — 5 мин на малых оборотах и 5 мин при нормальных оборотах дизеля, при 1/4 нагрузки — 50 мин и при 1/2 нагрузки — 60 мин.

 

 

 

Рис. 18. Проверка направления конуса поршневого кольца:
1 — плита; 2 — метка «верх», 3 — кольцо; 4 — угольник

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..