Замена поршневой группы кривошипно-шатунного
механизма двигателей Д-108 и КДМ-100
Для проверки состояния поршневой группы
необходимо:
снять головки цилиндров и картер двигателя; очистить от нагара головки
цилиндров и верхний нерабочий пояс гильз цилиндров;
отвернуть гайку шатунных болтов и снять поршни с шатунами; если
необходимо, снять поршневые кольца и отсоединить поршень от шатуна;
очистить поршень от нагара;
при износе гильзы по диаметру свыше 0,6 мм ее выбраковывают или
расшлифовывают под ремонтный поршень (увеличенный по диаметру на 1,5
мм). Овальность и конусность внутренней поверхности расшлифованной
гильзы на длине хода колец должны быть не более
0,03 мм.
При замене гильз необходимо правильно их устанавливать в блок, чтобы не
допустить увеличения их овальности. Большая овальность ухудшает условия
работы поршневых колец и приводит к повышенному расходу масла.
Одновременно с заменой гильз заменяют резиновые уплотнительные кольца в
нижнем пояске гильзы и смазывают их суриком перед запрессовкой гильзы.
После запрессовки торец гильзы должен выступать относительно верхней
плоскости блока на 0,07—0,27 мм.
Новые гильзы и поршни при замене необходимо выбирать одной и той же
группы, чтобы обеспечить нормальный температурный зазор 0,34—0,38 мм.
При установке поршней в двигатель их подбирают по весу. Разница в весе
комплекта поршней на двигателе должна быть не более 15 г.
Так как поршневой палец в бобышках поршня в холодном состоянии имеет
посадку с натягом 0,002—0,02 мм, то для соединения этих деталей
необходимо нагреть поршень до температуры 70—100° в горячей ванне с
водой или маслом. Поршневой палец должен быть подобран ко втулке верхней
головки шатуна таким образом, чтобы при соединении он перемещался в
слегка смазанном отверстии втулки от усилия руки, но без ощутимого
зазора. Для этого необходимо сопрягать поршневой палец, меченый зеленой
краской, с шатуном, отмеченным также зеленой краской; палец, отмеченный
желтой краской, сопрягать с шатуном, отмеченным также желтой краской.
Максимально допустимый до замены зазор в сопряжении палец-втулка верхней
головки шатуна допускается не более 0,25 мм, а в сопряжении палец —
бобышки поршня — не более 0,2 мм. Поршневой палец ремонтного размера
P1-I имеет наружный диаметр 60,3 — 0,008 мм.
Для использования бывших в работе гильз цилиндров путем их расшлифовки
(на диаметр 146,5+0-08 мм) в запасные части выпускаются к таким гильзам
поршни следующих ремонтных размеров (в мм) (табл. 3).
Обозначение ремонтного размера выбито на днище поршня. Поршни ремонтного
размера, так же как и поршни нормального размера, по диаметру юбки
разбиваются на четыре группы — М, C1, С2 и Б.
Вторые и третьи компрессионные кольца устанавливают на поршень торцом с
меткой «Верх», обращенной к днищу
поршня. Направление конуса рабочей поверхности
второго и третьего поршневых колец можно определить по угольнику, как
показано на рис. 18.
Поршневые кольца, установленные на поршне, должны свободно перемещаться
в канавках под действием собственного веса.
Замки поршневых колец при сборке располагают на поршне один относительно
другого под углом 120°. На новом или отремонтированном двигателе зазоры
в стыке колец должныбыть: в первом компрессионном 0,7—1,1 мм, во втором
и третьем компрессионных 0,6—0,95 мм, в маслосъемных кольцах 0,5—0,9 мм.
Торцовые зазорымежду кольцом и канавкой поршня: для первого
компрессионного кольца 0,08—0,12 мм, для второго и третьего
компрессионных колец 0,07—0,11 мм, для маслосъемных колец 0,04—0,08 мм.
При увеличении торцового зазора между кольцом и канавкой в поршне до 0,4
мм и зазора в стыке колец, вставленных в гильзу, до 5 мм, кольцо
необходимо заменить новым нормального или, если кольцо устанавливают для
работы в расшлифованные гильзы, ремонтного размера. Поршневые кольца
ремонтного размера P1-I увеличены по наружному диаметру на 1,5 мм и
применяются вместе с ремонтным поршнем. При замене поршне-вых колец надо
произвести их приработку на двигателе в течение 2 ч: без нагрузки — 5
мин на малых оборотах и 5 мин при нормальных оборотах дизеля, при 1/4
нагрузки — 50 мин и при 1/2 нагрузки — 60 мин.