Уход за кривошипно-шатунным механизмом двигателей Д-108 и КДМ-100

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели Д-108 и КДМ-100. Устройство и эксплуатация (А.А. Лазарев) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Уход за кривошипно-шатунным механизмом двигателей Д-108 и КДМ-100



При нормальных условиях работы и правильном уходе за двигателем износ деталей кривошипно-шатунного механизма незначителен и двигатель работает бесперебойно не менее 5000 ч. Кроме своевременной смены смазки в картере двигателя и промывки масляных фильтров, необходимо:

через 960—1000 ч работы осмотреть шплинтовку гаек шатунных болтов и промыть картер, передний, центральный и задний маслоприемники;

через каждые 2000 ч работы вывернуть заглушки 22 (см. рис. 15), очистить и промыть полости 23 шатунных шеек. После завинчивания заглушек обязательно поставить новые шплинты для их стопорения.
 

 


Краткие сведения по разборке, сборке и ремонту деталей кривошипно-шатунного механизма двигателей Д-108 и КДМ-100



Замена вкладышей и перешлифовка коленчатого вала. Выше приведены обозначения комплектов вкладышей нормальных и ремонтных размеров, которыми необходимо пользоваться при замене вкладышей подшипников коленчатого вала.

Шатун под взаимозаменяемые вкладыши отправляется в запасные части без вкладышей. При монтаже вкладышей необходимо нижний вкладыш шатуна (без канавки) устанавливать в крышку, а верхний (с канавкой) в шатун. На наружной стальной поверхности нижнего вкладыша нанесена надпись «Нижний».

Зазор между шейкой коленчатого вала и отверстием во вкладышах по антифрикционному сплаву для сталеалюминиевых вкладышей увеличен по сравнению со сталебаббитовыми и бронзобаббитовыми и составляет 0,10—

0,186 мм для шатунных и 0,09—0,176 мм для коренных подшипников.

В табл. 1 указаны размеры шеек коленчатых валов, изготовляемых заводом в запасные части.

Маркировка коленчатого вала нанесена на наружной поверхности торца фланца или на пятой щеке.

Для проведения более качественного ремонта двигателей вместе с коленчатым валом в запасные части отправ-ляется комплект шатунных и коренных сталеалюминиевых вкладышей (табл. 1).

 


Таблица 1

 

 

 

Для выпущенных блоков с диаметром постелей 118 мм необходимо применять толстостенные сталебаббитовые коренные вкладыши, обеспечивая зазор между вкладышем и шейкой вала, равный 0,06—0,11 мм. При зазоре в подшипнике более 0,35 мм вкладыши подлежат замене ремонтными с перешлифовкой шеек вала под ремонтный размер, как указано в табл. 2.

Для снятия коренных вкладышей необходимо снять картер и требуемую крышку коренного подшипника. После этого вставить в смазочные отверстия коренных шеек вала болты, головки которых должны выступать из коренной шейки коленчатого вала на величину, несколько меньшую толщины вкладыша, затем провернуть коленчатый вал так, чтобы головки болтов захватили вкладыши и вывели их из гнезд.

Вкладыши второго и четвертого подшипников снимают с помощью медной выколотки при одновременном проворачивании вала.

 

 

Установка вкладышей производится следующим образом:

1. Гнезда в блоке и крышках, а также вкладыши необходимо промыть бензином п насухо вытереть.

2. Перед установкой комплекта вкладышей ремонтного размера или коленчатого вала с комплектом коренных и шатунных взаимозаменяемых вкладышей их необходимо расконсервировать, промыть бензином и чисто протереть вкладыши и постели под них. Установить вкладыши в блок и в крышки, руководствуясь схемой, изображенной на рис. 10. Установить шатунные вкладыши.

3. На шейки коленчатого вала и на внутренние поверхности коренных и шатунных вкладышей нанести смазку.

4. Уложить коленчатый вал в блок и произвести монтаж крышек коренных подшипников по меткам. При установке крышки пятого (заднего) коренного подшипника необходимо между плоскостями блока и крышки против узкого вкладыша с обеих сторон проложить шелковую нитку 18 (см. рис. 10). Предварительно следует смазать плоскость крышки и плоскость 17 блока в этом месте лаком «Герметик».

5. Установить крышки шатунных подшипников, затянуть гайки шатунных крышек крутящим моментом, равным 18—21 кГм.

6. При получении комплекта взаимозаменяемых сталеалюминиевых вкладышей ремонтного размера коленчатый вал необходимо шлифовать под размеры вкладышей с обеспечением зазора между внутренним диаметром вкладыша и шейкой вала, равного 0,10—0,186 для шатунных и 0,09—0,176 для коренных подшипников.

В случае использования взаимозаменяемых сталеалюминиевых шатунных вкладышей на старых шатунах необходимо:

1) выпрессовать бронзовую втулку 12 из верхней головки шатуна (см. рис. 12);

2) выпрессовать трубчатые штифты 17 и 19 из шатуна и крышки;

3) профрезеровать пазы для фиксирующих «усиков» в крышке и шатуне по размерам, указанным на рис. 14;

4) запрессовать новую бронзовую втулку в верхнюю головку шатуна и расточить внутренний диаметр втулки

на требуемый размер относительно постели под вкладыши, при этом размер между осями должен быть 380 ±0,1, а непараллельность осей верхней и нижней головок шатуна не должна превышать 0,04 на длине 100 мм.

Шатуны устанавливают метками в сторону смотровых люков в блоке. Перестановка крышек и вкладышей с одного шатуна на другой не допускается.

После шлифовки овальность коренных и шатунных шеек должна быть не более 0,015 мм, а конусность — не более 0,02 мм на длине 100 мм. При установке вала первой, третьей и пятой коренными шейками на призму биение опорных шеек допускается не более 0,025 мм, а биение остальных коренных шеек, наружной поверхности фланца, шейки под самоподжимной сальник и конуса под шкив — не более 0,05 мм. Величина радиусов скруглений кромок масляных каналов и галтелей должна быть в пределах 4,8—5,8 мм, а величина радиуса кривошипа —
102,5 ± 0,15.

Коленчатый вал сбалансирован на заводе высверливанием металла в противовесах, поэтому противовесы не разрешается снимать или подвергать какой-либо обработке. При перешлифовке коренных шеек коленчатого вала необходимо восстанавливать (углублять) маслосгонную резьбу на пятой коренной шейке.

Взаимозаменяемые вкладыши можно использовать также для валов, которые перешлифованы на размеры, отличные от указанных в табл. 2. В этом случае необходимо выбрать вкладыши такого ремонтного размера, чтобы после расточки их в сборе с блоком и шатуном был обеспечен зазор между внутренним диаметром вкладыша и шейкой вала, равный 0,10—0,186 мм для шатунных и 0,09—0,176 мм для коренных подшипников, а минимальная толщина слоя сплава ACM была не менее 0,3 мм. Так, например, из второго ремонтного размера коренных вкладышей (Р-2-1) можно указанной расточкой получить ремонтный размер Р1-1, нормальный (1) и нулевой (0). Узкие вкладыши 2 (см. рис. 10) пятого коренного подшипника следует растачивать на больший диаметр, чтобы получить зазор между маслосгонной резьбой вала и вкладышем, равный 0,210—0,296 мм.

При расточке коренных вкладышей в блоке необходимо выдержать следующие требования: несоосность расточенных отверстий в подшипниках не должна быть более

 

0,04 мм, а несоосность двух соседних отверстий — не более 0,02 мм.

Для двигателей КДМ-100 при износе взаимозаменяемых шатунных вкладышей в случае необходимости можно установить в эти же шатуны невзаимозаменяемые бронзобаббитовые вкладыши. Для этого необходимо запрессовать штифтовые втулки в имеющиеся отверстия в крышке и шатуне и установить вкладыши для расточки. Перед расточкой бронзобаббитовых вкладышей затянуть шатунные гайки крутящим моментом, равным 14—18кГм, замерить размеры шатунных шеек коленчатого вала и расточить бронзобаббитовые вкладыши, установленные в шатун, по шейке вала с обеспечением зазора между шейкой вала и вкладышами 0,05—0,11 мм.

При расточке бронзобаббитовых шатунных вкладышей необходимо выдержать:

а) толщину слоя баббита, равную 0,15—0,5 мм\

б) непараллельность осей нижней и верхней головок шатуна не более 0,04 мм на длине 100 мм.

Коренные и шатунные вкладыши отправляют в запчасти неспаренными и спаренными по высоте. Спаренные вкладыши, в отличие от неспаренных, имеют дополнительную отличительную маркировку одной из цифр 1, 2 или

3, 4. Вкладыши с метками подбирают и комплектуют попарно в следующем порядке: 1 с 2 и 3 с 4.

Разукомплектовка спаренных вкладышей, обезличивание гаек болтов шатуна и шпилек блока, отвертывание гайки для совмещения ее прорези с отверстием в шпильках коренных подшипников или в болтах шатуна не допускаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..