РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО И ДЕКОМПРЕССИОННОГО
МЕХАНИЗМОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
В клапанном механизме регулируют зазор между торцом стержня клапана и
бойком коромысла. Этот зазор необходим для плотной посадки клапана в
седло в головке цилиндров и компенсации теплового расширения деталей
механизма привода клапанов при работе двигателя.
Зазор А (см. рис. 14) между стержнем впускного и выпускного клапанов и
бойком коромысла устанавливают одинаковым в пределах
0,25—0,30 мм. При большем зазоре смещаются фазы газораспределения,
ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, возрастают ударные нагрузки и
износ деталей механизма газораспределения, даже может произойти обрыв
стержня клапана. При меньшем зазоре клапан неплотно садится в седло. В
результате этого нарушается герметичность камеры сгорания, снижается
компрессия двигателя, его трудно запустить, двигатель перегревается и не
развивает полной мощности.
Неполное закрытие клапанов приводит к прогару рабочих фасок из-за
прорыва горячих газов.
Проверка и регулировка зазора между стержнем клапана и бойком
коромысла
Зазор проверяют как на холодном, так и на
горячем двигателе, но не ранее чем через 15 мин после его остановки.
Проверяют в таком порядке:
выключают подачу топлива;
очищают от ныли колпаки 7 (см. рис. 16) головок цилиндров. Отвертывают
гайки 13 крепления колпаков, отъединяют рычаг включения
декомпрессионного механизма и снимают колпаки;
проверяют затяжку гаек крепления стоек 11 оси коромысел и гаек, крепящих
головку цилиндров к блоку;
отверткой или ключом устанавливают декомпрессионный механизм во
включенное положение для облегчения прокручивания коленчатого вала;
наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра,
медленно вращают по часовой стрелке коленчатый вал рукояткой до тех пор,
пока оба клапана (выпускной, а затем впускной) не откроются и закроются,
что соответствует начальному периоду такта сжатия. Вывинчивают из
отверстия в картере маховика установочный винт и вставляют его
ненарезанной частью в то же отверстие до упора в диск маховика;
нажимая рукой на установочный винт, продолжают поворачивать коленчатый
вал до тех пор, пока винт не войдет в углубление на диске маховика; в
этом положении коленчатого вала поршень первого цилиндра находится в в.
м. т. после такта сжатия;
выключают декомпрессионный механизм и щупом проверяют зазор между
стержнем и бойком коромысла впускного и выпускного клапанов первого
цилиндра.
Если необходимо, зазор регулируют.
Для регулировки зазора необходимо:
ослабить контргайку 12 (см. рис. 14) регулировочного винта 1.3 на
коромысле клапана, придерживая регулировочный винт отверткой;
вставить в зазор пластинку щупа толщиной 0,25 мм и, вращая
регулировочный винт отверткой, установить требуемый зазор;
придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину
зазора, поворачивая штангу толкателя рукой, чтобы убедиться, не заедает
ли она. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм
должен входить при легком нажиме, щуп толщиной 0,30 мм — с усилием.
Регулировка декомпрессионного механизма
По окончании регулировки зазора в клапанах
первого цилиндра регулируют декомпрессионный механизм в этом цилиндре в
таком порядке:
включают декомпрессионный механизм, устанавливают валик 8 так, чтобы ось
регулировочных винтов 7 была вертикальна; ослабляют затяжку контргайки
регулировочного винта; расконтренным регулировочным винтом выбирают
зазоры между ним и затылком коромысла, стержнем клапана и бойком
коромысла;
повертывают регулировочный винт на один оборот по часовой стрелке, при
этом клапан приоткроется;
По окончании регулировки декомпрессионного механизма первого цилиндра
ввинчивают установочный винт нарезной частью в отверстие в картере
маховика.
При дальнейшем прокручивании коленчатого вала по часовой стрелке
соответственно регулируют клапанный и декомпрессионные механизмы в
следующем по порядку работы двигателе.
Для двигателей А-01 и его модификаций коленчатый вал поворачивают через
120° (1/3 оборота), для двигателей А-41 и его модификаций—через 180°
(1/2 оборота), что будет соответствовать концу такта сжатия в каждом
последующем цилиндре (учитывая порядок работы цилиндров).
Следует иметь в виду, что перед регулировкой зазоров впускные и
выпускные клапаны должны быть закрыты. В этом положении их проверяют,
проворачивая штанги рукой.
После регулировки клапанного и декомпрессионного механизмов запускают
двигатель, если слышен стук клапанов, останавливают двигатель и вновь
проверяют величину зазоров.
По окончании регулировки устанавливают на место колпаки головок
цилиндров, наблюдая за правильной укладкой прокладок 6 (см. рис. 16). Не
допускается подтекание масла в местах прилегания колпаков к головкам
цилиндров.