ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
При эксплуатации двигателей вследствие износа шестерен привода и
кулачков валика топливного насоса, а также ослабления болтовых
соединений в пластинчатой муфте привода угол опережения подачи топлива
может изменяться.
Для облегчения проверки и регулировки угла опережения подачи топлива на
вилке 2 (см. рис. 56) нанесена риска / и на муфте привода топливного
насоса двигателей А-01 и А-01М — метки 9.
Риска 1 при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия
(оба клапана закрыты) должна находиться наверху и совпадать с разъемом
клеммного соединения фланца 7.
Взаимное расположение стрелки 10 и меток 9, соответствующее нормальному
углу опережения подачи топлива, устанавливают на заводе-изготовителе и
указывают в паспорте двигателя.
Для нормальной работы двигателя необходимо периодически проверять
затяжку болтов 5, 8 и 11 и соответствие положения стрелки 10 и меток 9
указанному в паспорте двигателя.
Если положение меток 9 и стрелки 10 отличается от рекомендуемого,
необходимо расконтрить и отвернуть два болта 5 крепления полу-муфт 3 к
фланцу 7 и совместить метки 9 и стрелку 10 до положения, указанного в
паспорте двигателя, после чего затянуть и законтрить болты 5.
При выполнении технического ухода № 3, а также при ремонтах (в
стационарных условиях) проверять и регулировать угол опережения подачи
топлива необходимо при помощи моментоскопа (мениска).
Перед проверкой угла опережения подачи топлива присоединяют к насосу все
трубки, кроме трубки высокого давления первого цилиндра, устанавливают
рычаг регулятора в положение максимальной подачи
топлива и ручным подкачивающим насосом прокачивают
топливо до полного удаления воздуха из системы питания, т. е. до того
момента, когда из трубки воздушного вентиля топливного фильтра тонкой
очистки и из-под воздушной пробки топливного насоса потечет сплошная
струя топлива, без пузырьков воздуха.
Рис. 95. Точки смазки двигателя:
а —А-41 (вид слева); б — А-01 (вид справа).
Таблица 8
Угол опережения подачи топлива проверяют в
следующем порядке: на штуцер первой секции топливного насоса
устанавливают момен-тоскоп, т. е. при помощи гайки прикрепляют к штуцеру
короткую трубку высокого давления и при помощи резиновой трубки
соединяют ее с небольшой стеклянной трубкой с внутренним диаметром 1—2
мм;
под ближайшей к шкиву коленчатого вала гайкой закрепляют проволоку в
виде стрелки, острием направленную к наружной цилиндрической поверхности
шкива коленчатого вала;
включают декомпрессионный механизм и рукояткой вращают коленчатый вал
двигателя до тех пор, пока из стеклянной трубки не появится струя
топлива без пузырьков воздуха;
выливают часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее, и продолжают
медленно вращать коленчатый вал, внимательно наблюдая за уровнем топлива
в трубке. Уровень топлива должен быть некоторое время неподвижным, а
затем начать подниматься. В момент начала подъема топлива прекращают
вращать коленчатый вал и на наружной цилиндрической поверхности буртика
шкива против острия стрелки наносят метку (карандашом или мелом);
вывинчивают из отверстия картера маховика установочный винт и вставляют
его ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик. Нажимая на
винт, вращают коленчатый вал до тех пор, пока винт не войдет в отверстие
на маховике. При этом поршень первого цилиндра будет находиться в в. м.
т. в конце такта сжатия (оба клапана первого цилиндра должны быть
закрыты). В этом положении коленчатого вала наносят на наружной
цилиндрической поверхности шкива против стрелки вторую метку;
измеряют по цилиндрической поверхности шкива длину дуги между двумя
метками и сравнивают ее с данными таблицы 8.
Если замеренный угол опережения подачи топлива не соответствует
табличному, его необходимо изменить.
Для изменения угла опережения подачи топлива на двигателях А-01 и А-01М
необходимо:
ослабить два болта 5 (см. рис. 56), предварительно расшплин-товав их;
если требуется увеличить угол опережения подачи топлива, повернуть
кулачковый вал топливного насоса по ходу его вращения, если уменьшить —
повернуть против вращения. Цена деления между метками 9 равна 3° по углу
поворота кулачкового вала топливного насоса или 6° по углу поворота
коленчатого вала; затянуть болты;
вновь проверить угол опережения подачи топлива, если угол правильный—
затянуть болты;
окончательно болты зашплинтовать;
новое взаимное расположение стрелки 10 и меток 9 занести в паспорт
двигателя.
При установке и регулировке насоса не допускать продольного натяга
пластин полумуфт (рис. 96). Натяг пластин полумуфт устраняют
передвижением фланца 7 (см. рис. 56) вдоль валика
привода топливного насоса. Стяжной болт 8 клеммного соединения фланца 7
затягивают при отпущенных болтах крепления пластин к фланцу.
Для изменения угла опережения подачи топлива двигателя А-41 необходимо:
снять крышку 3 (см. рис. 58) привода топливного насоса; отогнуть концы
замковых шайб 9 и вывернуть два болта 8; повернуть шлицевой фланец 7 с
кулачковым валом топливного насоса относительно шестерни 11 для
увеличения угла опережения подачи топлива по часовой стрелке, для
уменьшения угла — против часовой стрелки на нужное количество отверстий.
Поворот на одно отверстие изменяет угол опережения подачи на 3°;
вновь проверить угол опережения подачи топлива; убедившись в
правильности установки угла опережения подачи топлива, туго затянуть
болты 8 и законтрить их новыми замковыми шайбами 9; установить крышку <3
привода топливного насоса на место; снять моментоскоп, установить трубку
высокого давления первого цилиндра, вынуть установочный винт и ввинтить
его нарезной частью в отверстие картера маховика.
Такие способы проверки угла опережения подачи топлива применяют при
установке топливного иасоса с неизношенными плунжерными парами. При
установке насоса с работавшими плунжерными парами трудно определить
действительный угол опережения подачи топлива вследствие просачивания
топлива в зазоры при медленном вращении коленчатого вала. Поэтому в
топливных насосах, бывших длительное время в эксплуатации, угол
опережения подачи топлива рекомендуется устанавливать следующим
способом.
1. Установить угол опережения подачи топлива по новому (эталонному)
насосу указанными ранее способами и зафиксировать взаимное расположение
стрелки 10 (см. рис. 56) и меток 9 или шлицевого фланца 7 (см. рис. 58)
на шестерне 11 привода топливного насоса.
2. Снять новый (эталонный) насос и установить предназначенный к
эксплуатации, не нарушая при этом расположения стрелки 10 (см. рис. 56)
и меток 9 или положения шлицевого фланца 7 (см. рис. 58) по отношению к
ступице шестерни 11. При установке топливного насоса на двигатели А-01 и
А-01М риска 1 (см. рис. 56) на вилке 2 должна совпадать с разъемом
клеммного соединения фланца 7 и находиться вверху при в. м. т. поршня
первого цилиндра в такте сжатия.
Рис. 96. Натяг полумуфт привода топливного насоса:
а — правильно; б — неправильно.