ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИИ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИИ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

 



Топливоподкачивающий насос всасывает топливо из бака через фильтр грубой очистки, затем прогоняет его через фильтры тонкой очистки и подает в насос высокого давления.

В двигателях А-01 и А-41 топливоподкачивающий насос устанавливают на корпусе насоса высокого давления с правой его стороны, если смотреть со стороны маховика двигателя. Его крепят на специальном приливе с фланцем тремя болтами, предварительно подложив под него паронитовую прокладку. Насос — поршневого типа с автоматически регулируемой производительностью и стабилизацией давления, приводится в действие при помощи эксцентрика, выполненного на кулачковом валике насоса высокого давления 6ТН-9Х10 между четвертым и пятым кулачком, считая от привода. На насосе 4ТН-9Х10 — между вторым и третьим кулачком.

Устроен топливоподкачивающий насос следующим образом.

В чугунном корпусе 1 (рис. 44) выполнены две расточки, предназначенные для установки стального поршня 2 и роликового толкателя 9, состоящего из стального корпуса, оси 11 ролика и ролика 12. В расточке корпуса насоса под толкатель сделано два продольных паза, по которым направляются при движении выступающие в обе стороны концы оси 11.

Движение от толкателя к поршню передается через шток 7, перемещающийся во втулке 6. Шток и втулка выполнены из стали, для уплотнения поршневой полости их изготовляют в виде комплектной прецизионной пары.

Зазор в паре составляет не более 0,003 мм. Втулку 6 монтируют в корпусе 1 на резьбе. Для уплотнения поршневой полости, резьбу втулки при ее постановке смазывают эпоксидной смолой, которая, застывая,

делает резьбу непроницаемой для топлива и, кроме того, предотвращает самоотвинчивание втулки.

Роликовый толкатель 9 нагружен пружиной 8, постоянно прижимающей ролик к поверхности эксцентрика на кулачковом валу. Поршень

2 нагружен пружиной 3, одна сторона которой входит в выточку в поршне, а другая опирается на пробку 5, закрывающую расточку для поршня в корпусе 1.

Для предотвращения выпадения толкателя из корпуса насоса при его демонтаже в нем устанавливают стопорное кольцо 10.

В корпусе насоса установлены капроновые клапаны грибкового типа: впускной 25 и нагнетательный 13, нагруженные пружинами 24 и 14. Каналы сообщают клапаны с подпоршневым или надпоршневым пространством, а также с входным и выходным штуцерами.

Действует насос следующим образом.

Вращающийся эксцентрик кулачкового вала, набегая на ролик толкателя, перемещает его, а также шток и поршень так, что поршень удаляется от перегородки корпуса и втулки штока и приближается к пробке 5. При этом в подпоршневом пространстве (где расположена пружина поршня) происходит сжатие, а в надпоршневом пространстве, образованном между донышком и перегородкой корпуса, — расширение. Топливо, находившееся в подпоршневом пространстве, перегоняется через нагнетательный клапан и соответствующий канал в надпоршне-вое пространство. Оно соединено с выходным штуцером насоса и через него — с трубопроводом низкого давления, фильтрами тонкой очистки и нагнетательным каналом головки насоса высокого давления.

Однако в этот период топливо не может пройти в этом направлении, так как в каждый момент движения поршня приращение объема надпоршневого пространства в точности равно уменьшению объема подпоршневого пространства, и давление топлива не увеличивается.

Положению эксцентрика в его

в. м. т. соответствует максимальный объем надпоршневого пространства. При дальнейшем повороте эксцентрика ролик сбегает, и под давлением пружины 8 толкатель движется в обратном направлении, освобождая место поршню для движения в том же направлении, которое происходит под воздействием пружины 3. В этот момент на-гнетательный клапан закрывается. Топливо не может перетекать из надпоршневого пространства в подпоршневое, и поршень нагнетает топливо в головку насоса высокого давления через трубопровод низкого давления и фильтры тонкой очистки.

При этом топливоподкачивающий насос автоматически приспособляется к фактическому расходу топлива двигателем. Когда насосные секции высокого давления отсасывают из нагнетательного канала некоторый объем топлива в единицу времени (за вычетом объема отсечного топлива за то же время), то вновь закачать в нагнетательный канал можно только точно такой объем за то же время (так как топливо является практически несжимаемой жидкостью).

В схеме насоса с подпружиненным поршнем последний не может передвинуться больше, чем это необходимо, чтобы вытолкнуть некоторый объем топлива, равный объему топлива, потребленному двигателем за это время. Поэтому при работе двигателя на малой и средней мощности поршень, не совершив полного хода, под влиянием растущего противодавления замедляет движение вплоть до полной остановки, пока его не «нагонит» толкатель, под воздействием которого совершается новый перепускной ход.

Во время нагнетательного хода поршня подпоршневое пространство расширяется, под влиянием возникающего разрежения открывается впускной клапан, и в это пространство поступает топливо. Затем цикл повторяется.

Так как трубопровод низкого давления, фильтры и каналы в головке насоса высокого давления постоянно сообщены с надпоршневым пространством топливоподкачивающего насоса, воздействие подпружиненного поршня создает в указанных полостях постоянное избыточное давление, причем это давление сохраняется при кратковременных остановках двигателя.

Это свойство насоса с подпружиненным поршнем является главным его преимуществом по сравнению с шестеренчатым или коловратным насосом, оборудованным редукционным клапаном.

Для прокачки топливом системы питания и удаления из нее воздуха после длительных остановок служит ручной поршневой насос.

Он установлен на корпусе топливоподкачивающего насоса и соединен с его системой каналов и клапанов.

Ручной насос состоит из цилиндра 18, в котором движется поршень

19 с резиновым уплотнительным кольцом. Поршень при помощи штока

20 соединен с рукояткой 21. Цилиндр крепят к корпусу топливоподкачивающего насоса на резьбе через переходный штуцер 17. Цилиндр и штуцер уплотняют прокладками 22 и 23. Чтобы топливо не подтекало через ручной насос во время работы двигателя, рукоятку после окончания подкачки топлива привинчивают к цилиндру, при этом поршень прижимается к резиновой прокладке 22.

Наружный и внутренний диаметр прокладки 22 подобраны так, что она одновременно уплотняет торец поршня, цилиндр и штуцер.

 

 

 

 

 

 

Рис. 44. Топливоподкачивающий насос:
7 —корпус; 2 — поршень; 3 — пружина поршня; 4 и 15 — уплотнительные шайбы; 5 и 16—пробки;
б — втулка штока; 7 — шток толкателя; 8 — пружина толкателя; 9 — толкатель поршня; 10 — стопорное кольцо: 11 — ось ролика; 12 — ролик толкателя; 13 — нагнетательный клапан; 14 — пружина нагнетательного клапана, 17 — переходный штуцер; 18 — цилиндр ручного насоса; 19 — поршень ручного насоса; 20— шток поршня; 21 — рукоятка; 22 и 23 — прокладки; 24 — пружина впускного клапана; 25 — впускной клапан; 26 — седло клапана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..