МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

 



Для эффективной очистки масла на всех двигателях в качестве масляного фильтра установлена сдвоенная полнопоточная центрифуга.

Основной частью центрифуги является ротор 8 (рис. 37), вращающийся на неподвижно закрепленной в корпусе оси 13. Две

шлифованные шейки оси являются опорами ротора. Внутри оси выполнено ступенчатое сверление для подвода масла внутрь ротора и установки маслоподводящей трубки.

Во время вращения ротора в результате разности диаметров верхней и нижней шеек оси возникает осевая сила, которая приподнимает ротор, благодаря чему уменьшается трение в подпятнике нижней шейки оси. Подъем ротора при повышении давления масла свыше 7 кГ/см2 ограничивается шайбой 5, закрепленной сверху на оси гайкой 4.

Сверху ротор закрыт стальным штампованным колпаком 3, который прижат к корпусу центрифуги гайкой 1. Колпак уплотняют с корпусом паронитовой прокладкой.

Ротор центрифуги состоит из остова и крышки 7. Герметичность между крышкой и остовом ротора достигается установкой резинового кольца 15. Ротор балансируют. На остове запрессован штифт9, а в крышке обработан паз под штифт. Чтобы не нарушать балансировку ротора, нужно установить крышку пазом на штифт. В бобышках остова ротора находятся две форсунки 14, калиброванные сопла которых направлены тангенциально в противоположные стороны.

В нижней части остова закреплен двумя винтами маслоотражатель, препятствующий смыванию отложений со стенок крышки ротора струей входящего масла.

Для предотвращения заброса масла под колпак и торможения ротора в расточке корпуса центрифуги установлен козырек, отсекающий струи масла, выходящие из сопл форсунок.

В корпусе центрифуги размещены сливной 4 (см. рис. 30) и перепускной 1 клапаны, а также штуцера под датчики давления и температуры масла. Перепускной клапан обеспечивает поступление масла в главную магистраль при запуске двигателя в холодное время года. Перепускной клапан должен открываться, если избыточное давление масла перед полнопоточной центрифугой будет превышать 5,5±0,25 кГ/см2. Регулируют перепускной клапан только на безмоторном стенде. Сливной клапан 4 поддерживаете главной масляной магистрали прогретого двигателя давление масла 4,5—5 кГ/см2, пропуская избыток масла в поддон.

Масло, нагнетаемое масляным насосом, поступает через сверленый канал в корпусе одновременно к обоим роторам. В роторе масло разделяется на два потока: один идет на гидравлический реактивный привод, а другой направляется внутрь ротора для очистки. Масло для привода ротора через защитную сетку поступает во внутреннюю полость бобышек и к соплам форсунок. Струя масла вытекает из сопл форсунок с большой скоростью и создает при этом реактивный момент, вращающий ротор. Вышедшее из форсунок масло сливается в поддон двигателя через окно в корпусе фильтра и блоке цилиндров.

Масло, поступившее внутрь ротора, очищается под действием центробежной силы от загрязненных частиц, которые оседают на стенках крышки ротора, и по сверлениям в верхней части остова и маслоподводящей трубке направляется в канал корпуса, связанный с главной масляной магистралью.

На двигатель более позднего выпуска может быть установлена и бесклапанная сдвоенная полнопоточная центрифуга, отличающаяся от вышеописанной тем, что у нее нет перепускного и сливного клапанов. Это вызвано тем, что при запуске холодного двигателя проходные сечения двух роторов достаточны для поступления масла в магистраль двигателя, при повышенном давлении масло сливается в поддон через редукционный клапан нагнетающей секции масляного насоса. Верхний предел давления можно не регулировать (нет сливного клапана), так как он на прогретом двигателе не превышает 5—6 кГ/см2.

Роторы полнопоточной центрифуги унифицированы с ротором полнопоточной центрифуги двигателей СМД-14.
 

На двигателях выпуска до 1970 г. масло фильтровалось двухсекционным сетчатым фильтром грубой очистки, через который проходило все масло, и масляной центрифугой, подключенной параллельно сетчатому фильтру. Масло, очищенное в центрифуге, сливается в поддон двигателя, т. е. постоянно освежает картерное масло. Эти фильтры грубой очистки с масляной центрифугой были унифицированы с фильтрами автомобильных дизелей ЯМЭ-236 и ЯМЗ-238.

Фильтрующий элемент комбинированного масляного фильтра грубой очистки состоит из наружной 3 (рис. 38) и внутренней 2 секций, каждая из которых состоит из цилиндрического гофрированного каркаса, обернутого сеткой с размером ячейки 4X4 мм и фильтрующей сеткой с размером ячейки 0,125X0,125 мм.

Гофрированный каркас внутренней секции перфорирован по всей поверхности и снабжен кольцом жесткости. Все стыки и соединения сеток пропаяны.

Секции вставляют одна в другую и фиксируют каркасом наружной секции и упором на крышке внутренней секции.

Между собой секции уплотнены резиновым кольцом 10, между внутренней секцией и корпусом установлено уплотнительное кольцо 11.

Для предотвращения осевого смещения фильтрующего элемента и нарушения уплотнения секций между фильтрующим элементом и колпаком устанавливают пружину 8.

При работе двигателя масло нагнетается в полость под колпаком фильтра, проходит через сетки фильтрующих элементов, затем по каналам, образуемым гофрированным каркасом, через полость в крышках секций во внутреннюю полость малой секции и через каналы корпуса фильтра и проставки в центральный масляный канал двигателя.

Масло, прошедшее через фильтрующую сетку внутренней секции, может поступать во внутреннюю ее полость также через отверстия в каркасе.

В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан, регулируемый на 2,2±0,25 кГ/см2, а в проставке маслофильтров — сливной клапан, отрегулированный на 3,5—

5 кГ/см2.

Центробежный масляный фильтр тонкой очистки масла задерживает механические примеси величиной от

1 мк, а также продукты окисления и осмоления масла. Через центробежный фильтр проходит до 15% поступающего в систему масла, однако уже в течение 4—6 мин работы двигателя через него проходит весь объем залитого в картер масла.

Принцип работы этого центробежного фильтра тонкой очистки масла, присоединенного параллельно сетчатому фильтру, такой же, как и полнопоточной масляной центрифуги.

Основное отличие заключается в том, что в центрифуге на ответвлении отфильтрованное в ней масло расходуется только на привод ротора и Поэтому не поступает в масляную магистраль, а сливается через сопла форсунок ротора в картер двигателя.

При давлении масла в полости ротора 5—6 кГ1см2 число оборотов достигает 5—6 тыс. в минуту.

Для удаления из картера двигателя газов, прорывающихся через цилиндры, на колпаке головки цилиндров установлены сапуны (один на двигателе А-41, два на двигателе А-01). При этом создается некоторое избыточное давление картерных газов, которое способствует устранению подсоса запыленного воздуха извне через уплотнения, а при охлаждении двигателя после его остановки холодный воздух засасывается в картер только через сапун.

Сапун состоит из чугунного корпуса 1 (рис. 39) и фильтрующего элемента, представляющего собой два пакета набивки (путанки) из стальной проволоки сечением 0,25—0,3 мм, разделенных между собой диафрагмой 2 и ограниченных сверху и снизу пластинчатыми перегородками 3. Частицы воздуха (или картерных газов) проходят через отверстия в перегородках и равномерно распределяются по сечению путанки. Для улучшения фильтрации путанку смачивают при сборке дизельным маслом, а при забивании пылью систематически промывают, предварительно разобрав сапун.

 

 

 

 

 

Рис. 37. Масляный фильтр (полнопоточная центрифуга) :
1 — гайка колпака; 2 — прокладка; 3 — колпак; 4 — гайка;
5 —упорная шайба; 5 —гайка крышки ротора; 7 — крышка; 8 —ротор; 9 — штифт; 10 — перепускной клапан; 11 — сливной клапан; 12 — прокладка колпака; 13 — ось; 14 — форсунка; 15—уплотнительное кольцо.

 

 

 

 

Рис. 38. Масляный фильтр (комбинированный):

 

 

 

 

 

 

Рис. 39. Сапун:
1 — корпус; 2 — диафрагма: 3 — перегородки; 4 — стопорное кольцо; 5 — набивка (путанка),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..