РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41


 


Насосы 6ТН-9Х10 и 4ТН-9Х10 комплектуют одним и тем же регулятором, который монтируют на торце насоса со стороны, противоположной приводу. Во фланце 45 (см. рис. 45) имеется выступ, который играет роль буксы для кулачкового валика насоса.

В корпус регулятора 37 заключены передний и задний подшипники основного регуляторного узла и опоры валика рычага управления, при помощи которых регулируют мощность и число оборотов двигателя из кабины трактора.

Регулятор — центробежно-конического типа. Отличается от центробежных регуляторов плоского типа тем, что у них грузы движутся в плоскости, в которой лежит ось вращения, тогда как у регуляторов плоского типа движение грузов, т. е. их качание, происходит в плоскости, перпендикулярной оси вращения. В центробежном регуляторе центробежная сила грузов пропорциональна второй степени числа оборотов в единицу времени, поэтому целесообразно для уменьшения габаритов и веса регулятора придавать ему повышенное число оборотов. При этом, однако, усложняется конструкция регулятора, так как должна быть введена шестеренчатая ускорительная передача.

В данном случае такая передача имеется и ускоряет вращение регулятора в 2,82 раза по отношению к скорости вращения кулачкового валика насоса.

Регулятор представляет собой компактный узел, состоящий из валика 32, крестовины 25, насаженной на профилированный хвостовик валика, грузов 28, установленных в крестовине на осях 26, муфты 38 регулятора и системы пружин 29 и 31, уравновешивающих центробежные силы, развиваемые грузами при вращении регулятора. Узел регулятора 37 смонтирован в корпусе на двух шарикоподшипниках, из которых передний внутренним кольцом опирается на цапфу крестовины, а наружным кольцом посажен в гнездо 43 траверсы, прикрепленной в виде мостика к приливам фланца 45. Задний шарикоподшипник насажен внутренним кольцом на хвостовик валика 32 и затянут на нем гайкой 34. Наружным кольцом этот подшипник установлен в крышке

33. В этой же крышке установлено седло 36 пружин ступенчатой формы, на которое опираются наружная 31 и внутренняя 29 пружины. Противоположными торцами пружины опираются на муфту 38 регулятора, бронзовая втулка которой скользит по поверхности валика 32.

В канавку муфты (слева на рисунке) входят штифты вилки 40 регулятора. Бурт муфты опирается на упорный шарикоподшипник 27. Лапки грузов 28 также упираются в этот подшипник.

При повышении числа оборотов увеличивается центробежная сила, грузы начинают расходиться, качаясь на осях 26. При этом лапки грузов, двигаясь влево, нажимают на упорный шарикоподшипник и отодвигают муфту регулятора влево, сжимая пружины до тех пор, пока не наступит новое равновесное положение, при котором усилие пружин уравняется с центробежной силой грузов.

Таким образом, вследствие изменения числа оборотов изменяется положение грузов, а это, в свою очередь, вызывает изменение положения муфты регулятора на валике 32. Передвижение муфты регулято-ра системой рычагов передается рейке, благодаря чему изменяется количество подаваемого топлива в цилиндры двигателя.

 

 

 

 

 

 

Рис. 50. Поперечный разрез регулятора:
1 и 11 — болты; 2 — держатель; 3 — спиральная пружина; 4 — заглушка; 5 — валик; 5 — двурогий рычаг; 7 — ось рычага; « — вилка; 9 — стойка регулятора; 10 — валик обогатителя; 12 — призма; 13—- пружина; 14 — сальник; 15 — кнопка валика обогатителя; 16 — шплинт; 17 — винт; 20 —сальник; 19 — крышка; 20— шайба упора.

 

 

 

 

Система рычагов регулятора состоит из двурогого рычага 6 (рис. 50), свободно посаженного на валик 5 управления, который установлен в нижней части регулятора в специальных приливах. Отверстие под валик в приливах с одной стороны закрыто пластинчатой заглушкой 4, ас другой стороны уплотнено кольцевым сальником. Валик 5 выполнен заодно с рычагом, предназначенным для соединения при помощи тяги с механизмом управления двигателем, размещенным в кабине трактора. Кроме указанного рычага, заодно с валиком 5 выполнен также небольшой прилив — отросток, служащий упором при управлении насосом.

На валике 5 укреплен болтом 1 держатель 2, к которому прикреплена спиральная пружина 3, работающая на изгиб.

Концы пружины охватывают соединительную планку двурогого рычага так, что при повороте валика 5 пружина этими концами ведет рычаг за собой. Между валиком и рычагом образуется упругая связь.

Между отростками двурогого рычага введена ступица вилки 8. Через отверстия в отростках и ступице продета ось 7, застопоренная шплинтами 16. Вилка может совершать качательные движения вокруг оси.

В верхней части вилки установлена на резьбе стойка 9 со сферическим подголовком, служащая для соединения с тягой 42 (см. рис. 45) регулятора. Тяга соединена с рейкой насоса. Сферическая форма подголовка стойки способствует самоустановке тяги, предотвращая ее заклинивание.

В самой верхней части вилки 40 установлен регулировочный винт 39, стопорящийся контргайкой. В средней части вилки установлены штыри, входящие в кольцевую канавку на муфте 38 регулятора.

В верхней части регулятора выполнены приливы с отверстиями, в которых установлен валик 10 (рис. 50) обогатителя. На конце валика при помощи штифта закреплена кнопка 15. На средней части валика внутри корпуса болтом И укреплена призма 12. Между призмой и приливом со стороны кнопки установлена пружина 13. Отверстие в приливе уплотнено сальником 14, противоположное отверстие закрыто заглушкой 4.

Регулятор приводится в действие парой шестерен с числом зубьев соответственно 48 и 17. Малая шестерня укреплена на лысках на конце валика и затянута гайкой. Вращение от кулачкового валика насоса передается большой шестерне через упругую муфту с резиновыми сухарями. Устройство муфты такое.

На коническом хвостовике кулачкового вала насоса при помощи шпонки и гайки укреплена втулка, в левой части которой выполнена гладкая цилиндрическая поверхность, а в правой — два радиальных выступа. Шестерню внутренним отверстием свободно устанавливают на цилиндрическую поверхность втулки и стопорят пружинным кольцом.

Цилиндрическая полость в правой части шестерни разделена радиальными перегородками на две полуокружные части. При установке шестерни на втулку в эти части полости вставляют попарно резиновые сухари (4 шт.) размером в четверть окружности.

Муфту собирают так, что радиальные выступы втулки вводятся в стык каждой пары резиновых сухарей. В этом случае крутящий момент будет передаваться в любом направлении через упругий элемент.

Упругая муфта в данном случае необходима, так как привод топливного насоса осуществляется от переднего конца коленчатого вала, где амплитуды крутильных колебаний наибольшие. Указанные колебания вызывают неравномерность вращения кулачкового валика насоса, в то же время момент инерции грузов регулятора при числе оборотов

2200—2500 в минуту большой. При жестком приводе появились бы высокие ударные нагрузки в зацеплении шестерен привода регулятора, что вызвало быстрый износ и даже поломку зубьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..