РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ОБОРОТОВ
ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
Насосы 6ТН-9Х10 и 4ТН-9Х10 комплектуют одним и тем же регулятором,
который монтируют на торце насоса со стороны, противоположной приводу.
Во фланце 45 (см. рис. 45) имеется выступ, который играет роль буксы для
кулачкового валика насоса.
В корпус регулятора 37 заключены передний и задний подшипники основного
регуляторного узла и опоры валика рычага управления, при помощи которых
регулируют мощность и число оборотов двигателя из кабины трактора.
Регулятор — центробежно-конического типа. Отличается от центробежных
регуляторов плоского типа тем, что у них грузы движутся в плоскости, в
которой лежит ось вращения, тогда как у регуляторов плоского типа
движение грузов, т. е. их качание, происходит в плоскости,
перпендикулярной оси вращения. В центробежном регуляторе центробежная
сила грузов пропорциональна второй степени числа оборотов в единицу
времени, поэтому целесообразно для уменьшения габаритов и веса
регулятора придавать ему повышенное число оборотов. При этом, однако,
усложняется конструкция регулятора, так как должна быть введена
шестеренчатая ускорительная передача.
В данном случае такая передача имеется и ускоряет вращение регулятора в
2,82 раза по отношению к скорости вращения кулачкового валика насоса.
Регулятор представляет собой компактный узел, состоящий из валика 32,
крестовины 25, насаженной на профилированный хвостовик валика, грузов
28, установленных в крестовине на осях 26, муфты 38 регулятора и системы
пружин 29 и 31, уравновешивающих центробежные силы, развиваемые грузами
при вращении регулятора. Узел регулятора 37 смонтирован в корпусе на
двух шарикоподшипниках, из которых передний внутренним кольцом опирается
на цапфу крестовины, а наружным кольцом посажен в гнездо 43 траверсы,
прикрепленной в виде мостика к приливам фланца 45. Задний
шарикоподшипник насажен внутренним кольцом на хвостовик валика 32 и
затянут на нем гайкой 34. Наружным кольцом этот подшипник установлен в
крышке
33. В этой же крышке установлено седло 36 пружин
ступенчатой формы, на которое опираются наружная 31 и внутренняя 29
пружины. Противоположными торцами пружины опираются на муфту 38
регулятора, бронзовая втулка которой скользит по поверхности валика 32.
В канавку муфты (слева на рисунке) входят штифты вилки 40 регулятора.
Бурт муфты опирается на упорный шарикоподшипник 27. Лапки грузов 28
также упираются в этот подшипник.
При повышении числа оборотов увеличивается центробежная сила, грузы
начинают расходиться, качаясь на осях 26. При этом лапки грузов,
двигаясь влево, нажимают на упорный шарикоподшипник и отодвигают муфту
регулятора влево, сжимая пружины до тех пор, пока не наступит новое
равновесное положение, при котором усилие пружин уравняется с
центробежной силой грузов.
Таким образом, вследствие изменения числа оборотов изменяется положение
грузов, а это, в свою очередь, вызывает изменение положения муфты
регулятора на валике 32. Передвижение муфты регулято-ра системой рычагов
передается рейке, благодаря чему изменяется количество подаваемого
топлива в цилиндры двигателя.
Система рычагов регулятора состоит из двурогого
рычага 6 (рис. 50), свободно посаженного на валик 5 управления, который
установлен в нижней части регулятора в специальных приливах. Отверстие
под валик в приливах с одной стороны закрыто пластинчатой заглушкой 4,
ас другой стороны уплотнено кольцевым сальником. Валик 5 выполнен заодно
с рычагом, предназначенным для соединения при помощи тяги с механизмом
управления двигателем, размещенным в кабине трактора. Кроме указанного
рычага, заодно с валиком 5 выполнен также небольшой прилив — отросток,
служащий упором при управлении насосом.
На валике 5 укреплен болтом 1 держатель 2, к которому прикреплена
спиральная пружина 3, работающая на изгиб.
Концы пружины охватывают соединительную планку двурогого рычага так, что
при повороте валика 5 пружина этими концами ведет рычаг за собой. Между
валиком и рычагом образуется упругая связь.
Между отростками двурогого рычага введена ступица вилки 8. Через
отверстия в отростках и ступице продета ось 7, застопоренная шплинтами
16. Вилка может совершать качательные движения вокруг оси.
В верхней части вилки установлена на резьбе стойка 9 со сферическим
подголовком, служащая для соединения с тягой 42 (см. рис. 45)
регулятора. Тяга соединена с рейкой насоса. Сферическая форма подголовка
стойки способствует самоустановке тяги, предотвращая ее заклинивание.
В самой верхней части вилки 40 установлен регулировочный винт 39,
стопорящийся контргайкой. В средней части вилки установлены штыри,
входящие в кольцевую канавку на муфте 38 регулятора.
В верхней части регулятора выполнены приливы с отверстиями, в которых
установлен валик 10 (рис. 50) обогатителя. На конце валика при помощи
штифта закреплена кнопка 15. На средней части валика внутри корпуса
болтом И укреплена призма 12. Между призмой и приливом со стороны кнопки
установлена пружина 13. Отверстие в приливе уплотнено сальником 14,
противоположное отверстие закрыто заглушкой 4.
Регулятор приводится в действие парой шестерен с числом зубьев
соответственно 48 и 17. Малая шестерня укреплена на лысках на конце
валика и затянута гайкой. Вращение от кулачкового валика насоса
передается большой шестерне через упругую муфту с резиновыми сухарями.
Устройство муфты такое.
На коническом хвостовике кулачкового вала насоса при помощи шпонки и
гайки укреплена втулка, в левой части которой выполнена гладкая
цилиндрическая поверхность, а в правой — два радиальных выступа.
Шестерню внутренним отверстием свободно устанавливают на цилиндрическую
поверхность втулки и стопорят пружинным кольцом.
Цилиндрическая полость в правой части шестерни разделена радиальными
перегородками на две полуокружные части. При установке шестерни на
втулку в эти части полости вставляют попарно резиновые сухари (4 шт.)
размером в четверть окружности.
Муфту собирают так, что радиальные выступы втулки вводятся в стык каждой
пары резиновых сухарей. В этом случае крутящий момент будет передаваться
в любом направлении через упругий элемент.
Упругая муфта в данном случае необходима, так как привод топливного
насоса осуществляется от переднего конца коленчатого вала, где амплитуды
крутильных колебаний наибольшие. Указанные колебания вызывают
неравномерность вращения кулачкового валика насоса, в то же время момент
инерции грузов регулятора при числе оборотов
2200—2500 в минуту большой. При жестком приводе
появились бы высокие ударные нагрузки в зацеплении шестерен привода
регулятора, что вызвало быстрый износ и даже поломку зубьев.