МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

 

 



Масляный насос принудительно прокачивает масло, создавая необходимое для работы двигателя давление в системе смазки.

Для всех двигателей семейства AM масляные насосы унифицированы.

Масляный насос — шестеренчатого типа, двухсекционный, с приводом от шестерни, напрессованной на хвостовик коленчатого вала. Крепят насос к крышке первого коренного подшипника.

В литом чугунном корпусе 7 (рис. 34) вращаются ведомая 8 и ведущая 22 шестерни нагнетающей секции. К корпусу нагнетающей секции через стальную пластину — проставку 11— прикреплен корпус 20 радиаторной секции, в котором на общих для обеих секций ведущем валике и ведомой оси 10 закреплены шестерни 18 и 21 радиаторной секции. Ведущая шестерня нагнетающей секции напрессована на валик и фиксируется дополнительно сегментной шпонкой, ведущая шестерня радиаторной секции фиксируется на валике стопорным шариком 4. Ведомые шестерни обеих секций напрессованы на ведомой оси, вращающейся на бронзовых втулках 19.

Ведомую шестерню 5 привода масляного насоса устанавливают на оси с натягом и фиксируют сегментной шпонкой. Промежуточная шестерня 1 привода вращается на цапфе оси 2. Сама ось 2 прикреплена к корпусу 7 одним болтом 23, изготовленным из термообработанной легированной стали. Осевое перемещение промежуточной шестерни 1 ограничено упорной шайбой 3, зафиксированной штифтом и закрепленной болтом 26. Смазка к подшипнику промежуточной шестерни подводится по каналу А в корпусе 7 нагнетающей секции и оси 2. Крепежные болты стопорят специальными шайбами.
 

Оба корпуса и проставку фиксируют штифтами и стягивают четырьмя болтами. Втулки подшипников обрабатывают в сборе с корпусом до диаметра 16 мм.

На корпусах обеих секций сделаны фланцы для присоединения масляных трубопроводов и маслозаборника. Маслозаборник состоит из штампованного колпака 3 (рис. 35), приваренного к трубе, и прижатой к нему сетки 2 чашечной формы. Сетка закреплена пружинной защелкой, входящей в фигурный замок на колпаке. Для устранения вибрации трубу маслозаборника дополнительно притягивают кронштейном к крышке второго коренного подшипника.

Масляный насос крепят к обработанной площадке на крышке первого коренного подшипника двумя шпильками с гайками и фиксируют двумя штифтами.

В корпус нагнетающей секции ввернуты редукционный клапан 6 (см. рис.
34), а в корпус радиаторной секции — предохранительный клапан 16. Редукционный клапан регулируют на давление 9,0+0,5 кГ/см2. Он служит для предохра-нения масляного насоса и его привода от повышенного давления и больших нагрузок, которые могут возникнуть при пуске холодного двигателя, когда масло обладает повышенной вязкостью. Предохранительный клапан регулируют на давление 2,5—3,2 кГ/см2.

Оба клапана (рис. 36)—плунжерного типа, их монтируют в цилиндрическом трубчатом корпусе. Затяжку пружины клапана регулируют шайбами, устанавливаемыми между колпачком и пружиной. Количество шайб на каждом клапане должно быть не более четырех.

Производительность нагнетающей секции масляного насоса при 3100 о б/мин, противодавлении 6,5±0,5 кГ/см2, разрежении на всасывании 100± 10 мм рт. ст. и горячем дизельном масле (80—95° С) составляет 105±5 л/мин, а радиаторной секции при противодавлении 2±

±0,2 кГ/см2 и всех остальных равных условиях —30 ±1,5 л!мин.

Для создания необходимого зазора в зацеплении промежуточной шестерни привода масляного насоса с шестерней коленчатого вала между корпусом масляного насоса и крышкой коренного подшипника устанавливают регулировочные стальные прокладки толщиной 0,15 и 0,5 мм. Количество регулировочных прокладок не должно быть более трех. Величина бокового зазора между зубьями в зацеплении с шестерней коленчатого вала должна находиться в пределах 0,25—0,4 мм
 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 34. Масляный насос:
1 — промежуточная шестерня привода насоса; 2 — ось промежуточной шестерни; 3 — упорная шайба;
4 — стопорный шарик; 5 —ведомая шестерня привода насоса; 6 — редукционный клапан нагнетающей секции; 7 —корпус нагнетающей секции; 8 — ведомая шестерня нагнетающей секции; 9 — валик ведущих шестерен; 10 — ось ведомых шестерен; 11 — проставка между секциями насоса; 12 — шплинт; 13 — направляющий стержень пружины клапана; 14 — регулировочные шайбы; 15— пружина клапана; 16 — предохранительный клапан радиаторной секции; 17 — корпус предохранительного клапана; 18 — ведомая шестерня радиаторной секции; 19 — втулки валиков насоса; 20 — корпус радиаторной секции; 21 — ведущая шестерня радиаторной секции; 22 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 23 — болт; 24 — стопорная шайба; 25 — цилиндрический штифт; 26 — болт крепления упорной шайбы; 27 — стопорная шайба; А— канал для подвода масла к оси промежуточной шестерни; Б — отверстие для отвода масла из нагнетающей секции; В — отверстие для отвода масла из радиаторной секции; Г — отверстие для подвода масла к насосу.
 

 

 

 

Рис. 35. Маслозаборник:
1 — защелка; 2—сетка; 3 — колпак; 4 — труба.

 

 

 

 

 

Рис. 36. Клапаны системы смазки:
а — предохранительный клапан радиаторной секции; б — редукционный клапан нагнетающей секции; 1 и 7 - корпуса клапанов; 2 и 8 — плунжеры; 3 и
9 —пружины; 4 — направляющий стержень; 5, 10 и 13 — регулировочные шайбы; 6 и 12 — шплинты; 11 — колпачок клапана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..