КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ автобуса ЗИС-155

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ автобуса ЗИС-155

На автобусе установлены следующие контрольно-измерительные приборы:

На щитке водителя — спидометр, манометр пневматической системы, манометр масла системы смазки двигателя и термометр системы охлаждения двигателя.

У горловины топливного бака — указатель уровня топлива.

Над ветровым окном в кабине водителя — электрические часы.

 

Спидометр имеет указатель скорости движения в км/час и суммарный счетчик пройденного пути в км.

Указатель скорости индукционного типа: постоянный магнит, вращаясь, увлекает за собой алюминиевую картушку, которая связана со стрелкой прибора.

Цена деления шкалы указателя скорости 5 км/час

 деления имеют цифры через каждые 10 км/час. Привод спидометра осуществляется гибким валом от коробки передач.

Суммарный счетчик, установленный в спидометре, имеет шесть барабанчиков, дающих максимальное показание пройденного пути 99999,9 км, после чего счетчик начинает показания снова от нуля.
 

 

 

 

Фиг. 133. Термометр:
1 -датчик; 2— дистанционная трубка; 3 — приемник термометра.

 


Шкала спидометра освещается лампой, установленной в корпусе спидометра сзади.

Манометр воздух а показывает давление сети пневматической системы автобуса в кг/см2.
Шкала манометра рассчитана до 10 кг/см2у цена каждого деления равна
0,5 кг/см2.

Шкала прибора освещается лампой 1,5 св., установленной в корпусе манометра сзади. С системой воздухопроводов манометр соединен гибким шлангом.

Термометр указывает температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и отопления кузова.

Термометр (фиг. 133) дистанционного типа, состоит из датчика 1 и приемника 3, соединенных дистанционной трубкой 2. Датчик термометра установлен в трубе после выводного патрубка головки блока, а приемник помещен на панели щитка водителя.

В приемнике термометра имеется трубка, один открытый конец которой соединен с дистанционной трубкой, а другой — глухой, связан со стрелкой. Внутренние полости трубки датчика, дистанционной трубки и трубки приемника наполнены хлористым метилом, который имеет точку кипения 24° С. В зависимости от температуры жидкости, омывающей датчик термометра, изменяется давление паров хлористого метила, находящихся в системе термометра, в результате этого получается деформация трубки приемника.

Шкала термометра рассчитана на максимальную температуру 125° С, цена каждого деления составляет 5° С.

Манометр масла показывает давление масла в системе смазки двигателя в кг/см2. Манометр представляет собой трубку, заключенную в корпус. Открытый конец трубки соединен латунной

трубкой с масляной магистралью двигателя, а закрытый — со стрелкой прибора. Шкала манометра рассчитана на максимальное давление до 15 кг!см2% цена каждого деления составляет 1 кг/cm2.

Указатель уровня топлива электрический, дистанционною типа, работает только при включенном зажигании и дает правильные показания через 1—2 Мин. после включения.

Прибор состоит из датчика, установленного сверху на топливном баке, и приемника, смонтированного в люке у наливной горло вины. Датчик (фиг. 134) представляет собой реостат 10, смонтированный внутри металлического кopпycа 3. Один конец обмотки реостата соединен с массой, а другой — изолирован от нее и соединен с выводной клеммой 9, провод от которой соединяется с приемником. По обмотке реостата из неизолированной проволоки скользят ползунки 5, нижние концы которых припаяны к головке 7 оси 2 рычага с поплавком У, плавающим на поверхности топлива. Ползунки 5 соединены с массой проводом 6, поэтому в зависимости от уровня топлива в баке они полностью или частично выключают сопротивление реостата датчика.

 

Фиг. 134. Датчик указателя уровня топлива в баке

 

 

 

 

 



Приемник имеет две катушки 4 и 6 (фиг. 135), расположенные под углом 90°, между которыми на оси установлен железный якорек 3. На этой же оси закреплена стрелка, перемещающаяся по шкале приемника и указывающая уровень топлива в баке. Шкала приемника имеет деления «0» (пустой бак), 0,5 (половина бака) и «П» (полный бак). Кроме этого, на шкале имеются промежуточные деления, цена каждого равна 1/4 бака.

 

Обмотка катушки 4 включена в цепь — аккумуляторная батарея — реостат — последовательно, а обмотки катушки 6 — параллельно реостату. Одноименные полюсы обеих катушек расположены сверху и снизу. К верхнему концу сердечника катушки 6 присоединена железная скоба 7, направляющая магнитный поток, создаваемый катушками. Для того, чтобы изменения внешней температуры не влияли на работу приемника, на сердечнике катушки 4 укреплена скоба-компенсатор 5.

Прибор работает по следующей схеме. При пустом баке, когда поплавок опущен вниз, пол-зунки реостата находятся в крайнем правом положении, при котором все сопротивление реостата датчика выключено. Так как катушка 6 в этом случае закорочена ползунками реостата, то практически весь ток будет проходить через обмотку катушки 4У в результате чего якорек 3 под действием магнитного поля повернется в сторону катушки 4, а стрелка установится на нулевом делении шкалы приемника.

Обратное явление получится при полном баке. Поплавок занимает крайнее верхнее положение, при котором ползунки реостата находятся также в крайнем левом положении, соответствующем полному включению сопротивления датчика. В этом случае ток, проходящий через обмотку катушки 6У будет больше тока, проходящего через катушку 4. Под воздействием магнитного поля, созданного обеими катушками, якорек 3 повернется в сторону катушки 6, а стрелка установится на делении шкалы приемника, обозначенном буквой «П». В зависимости от уровня топлива в баке поплавок занимает промежуточные положения, которыми определяется соотношение сил токов в обмотках катушек приемника, а следовательно, и положение стрелки на шкале между делениями «О» и «П».

Шкала прибора освещается лампой в 6 св. через боковую щель в корпусе приемника.

Электрические часы имеют специальный электромагнитный механизм для заводки, который постоянно питается от аккумуляторной батареи через плавкий предохранитель (первый слева на панели предохранителей). Для выверки часов, если они спешат или отстают, на внутренней стенке корпуса имеется регулировочный винт. Когда часы отстают, регулировочный винт следует повернуть по направлению к букве «У», если спешат, — к букве П. Перевод стрелок часов осуществляется вращением головки, расположенной на наружной стороне корпуса под цифрой 6 циферблата. Циферблат часов освещается двумя лампами по 1 св.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..