Вращается на двух шариковых подшипниках,
причем передний подшипник с постоянным запасом смазки расположен в
полости коленчатого вала двигателя. Задний подшипник в сборе с ведущим
валом устанавливается в отверстии перегородки картера и закрывается
крышкой с удлиненной шейкой, по которой перемещается муфта выключения
сцепления. От осевых перемещений подшипник 17 (рис. 3.35)
фиксируется стопорным кольцом. Ведущий вал в крышке уплотняется двумя
резиновыми манжетами 6 с пружинами. Между крышкой и подшипником
устанавливаются регулировочные прокладки 30, а между крышкой и картером
— уплотнительная прокладка 10.
Для принудительной смазки переднего подшипника ведущего вала коробки
передач, а также подшипников шестерен ведомого вала на ведущем валу
делителя установлено специальное маслонагнетающее кольцо 7, к которому
масло поступает самотеком по лотку и каналам, выполненным в картере и
крышке подшипника ведущего вала делителя. Масло к подшипникам шестерен
поступает по каналам в валах и в ступицах шестерен. Необходимый уровень
масла в картере делителя поддерживается за счет циркуляции его через два
отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач.
Маслонагнетающее кольцо фиксируется от проворачивания штифтом, входящим
в прорезь втулки 18 заднего подшипника ведущего вала делителя. От
проворачивания втулка подшипника предохраняется призматической шпонкой
31, установленной в пазе вала.
На цилиндрической шейке в средней части вала вращается на двух роликовых
подшипниках 16 косозубая шестерня 15. Осевое перемещение шестерни с
одной стороны ограничивается торцем вала, а с другой — буртом втулки 18.
Крепление шестерни осуществляется гайкой 8 через маслонагнетающее кольцо
и втулку подшипника. Шестерня имеет наружный зубчатый венец для
соединения с внутренним зубчатым венцом каретки синхронизатора при
включении высшей передачи делителя. На цилиндрическую часть ступицы
шестерни напрессован конус, предназначенный для работы с
синхронизатором.
На задний шлицевой конец вала устанавливается каретка синхронизатора.
Шлицы вала состоят из трех зубчатых венцов, причем крайние венцы имеют
меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом и в комплексе с
зубчатыми венцами каретки синхронизатора образуют «замок»,
препятствующий самовыключению передач в делителе. На шлицы передней
части ведущего вала делителя устанавливаются ведомые диски сцепления. Во
внутренней полости вала при соединении коробки передач с делителем
располагается ведущий вал коробки передач в сборе с передним роликовым
подшипником