Установлен соосно с ведущим валом на двух
подшипниках. Передний роликовый подшипник напрессован до упора в торце
вала и зафиксирован от осевых перемещений стопорным кольцом в канавке
вала. Задний подшипник от осевого перемещения фиксируется стопорным
кольцом 27 (см. рис. 3.31), вставленным в канавку наружного кольца
подшипника, и крышкой 21. Внутри вала имеются осевой и радиальные каналы
для подвода масла. К подшипникам шестерен масло поступает от
маслонагнетающего устройства делителя через канал в ведущем валу. Через
радиальные каналы в шестернях происходит постоянная циркуляция масла,
что обеспечивается соответствующей установкой втулок и шестерен на валу.
Передняя шлицевая часть ведомого вала, состоящая из трех нарезанных на
валу зубчатых венцов, предназначена для установки каретки синхронизатора
IV и
V передач и для включения этих передач. Крайние зубчатые венцы и
центральная часть среднего венца имеют уменьшенную толщину зуба, что
предотвращает самовыключение IV и V передач на ходу автомобиля.
Шестерня 40 IV передачи ведомого вала постоянно находится в зацеплении с
косозубой шестерней IV передачи промежуточного вала. Шестерня 40
свободно вращается на роликовом подшипнике, установленном на втулке. От
осевых перемещений шестерня ограничена с одной стороны буртиком втулки,
а с другой — упорной шайбой, которая зафиксирована от проворачивания
замочной шпонкой с пружиной, расположенной в продольном пазе вала.
Передняя часть шестерни представляет собой конус, соединяющийся с
конусной поверхностью фрикционного кольца синхронизатора перед
включением передачи.
Включение IV передачи происходит с помощью внутреннего зубчатого венца
шестерни, который входит в зацепление с зубчатым венцом каретки
синхронизатора.
Роликовые подшипники шестерен III,
II, заднего хода и I передачи взаимозаменяемы.
Шестерня 39 III передачи находится в постоянном зацеплении с шестерней
III передачи промежуточного вала. На цилиндрическую часть ступицы
шестерни напрессовано кольцо с внутренним конусом для соединения с
конусной поверхностью фрикционного кольца синхронизатора. Кроме того,
шестерня имеет зубчатый венец для соединения с кареткой синхронизатора
при включении III передачи.
Косозубая шестерня 38 II передачи находится в постоянном зацеплении с
зубчатым венцом II передачи промежуточного вала. Соединение с конусной
поверхностью кольца синхронизатора, а также с кареткой синхронизатора
при включении II передачи осуществляется при помощи внутреннего конуса
шестерни и зубчатого венца ступицы шестерни.
На средней шлицевой части ведомого вала между шестернями устанавливается
каретка синхронизатора II и III передач. Шлицы состоят из трех зубчатых
венцов, причем крайние венцы имеют уменьшенную толщину зуба.
Прямозубая шестерня 37 заднего хода находится в постоянном зацеплении с
малым зубчатым венцом блока 14 шестерен заднего хода, а прямозубая
шестерня I передачи — с зубчатым венцом промежуточного вала. Роликовые
подшипники шестерен установлены на втулках, причем втулка 36 шестерни I
передачи имеет зубчатый венец, по которому перемещается муфта пключения
I передачи и заднего хода. Соединение шестерен 35 и 37 с муфтой при
включении передачи осуществляется при помощи зубчатых венцов на ступицах
шестерен. Осевое перемещение шестерен ограничено упорной шайбой,
расположенной между торцом втулки 36 и внутренним кольцом заднего
шарикоподшипника ведомого вала.
Ведомый вал с шестернями и синхронизаторами в сборе устанавливается в
картер коробки при снятой крышке 11 после монтажа ведущего и
промежуточного валов. Одновременно на посадочное место вала и в
отверстие картера напрессовывается задний подшипник до упора внутренним
кольцом в шайбу. Подшипник фиксируется гайкой 24, навинченной на
резьбовой конец вала, через фланец карданной передачи и червяк привода
спидометра. Гайка раскернивается. Между крышкой и наружным кольцом
подшипника для ограничения осевого зазора устанавливаются прокладки.