Силовой агрегат оснащен десятиступенчатой коробкой передач, состоящей из
основной пятиступенчатой коробки передач и переднего приставного
делителя передач. Делитель облегчает управление автомобилем, вдвое
увеличивая число передач, позволяет получить передаточные числа, близкие
к среднему значению двух соседних передач основной коробки, вследствие
чего крутящий момент изменяется примерно в 1,22 раза. Каждому положению
рычага переключения передач основной коробки соответствуют две передачи
делителя. Так, при одном и том же положении рычага переключения передач
в основной коробке передач можно увеличить скорость автомобиля,
передвинув переключатель в положение «В» (высшая передача)», но при этом
соответственно уменьшится крутящий момент. Для увеличения момента
необходимо установить переключатель в положение «Н» (низшая передача).
Таким образом имеется десять передач для движения вперед и две передачи
для движения назад. Пятая низшая передача — прямая, а пятая высшая —
ускоряющая.
Передачи в коробке передач переключают рычагом, расположенным справа от
сиденья водителя, а в делителе — с помощью переключателя,
вмонтированного в рукоятку рычага переключения передач. Для включения
передачи в делителе нужно установить переключатель крана управления
делителем в положение, соответствующее высшей или низшей передаче,
нажать на педаль сцепления до упора и удерживать ее в этом положении
около 1 с. При этом открывается клапан и происходит переключение
передачи в делителе. Затем надо плавно отпустить педаль сцепления.
Устанавливать кран делителя в нужное положение можно и заранее, а потом
лишь выжать педаль сцепления до упора.
Трогаясь с места, передачу в делителе выбирают в зависимости от дорожных
условий и загруженности автомобиля. При разгоне автомобиля до скорости
30— 40 км/ч достаточно переключать передачи лишь в коробке передач. При
разгоне до большой скорости целесообразно использовать обе передачи
делителя. Для этого переключатель делителя нужно перевести в положение
«Н», выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более высокую
передачу в коробке. Рекомендуемая последовательность переключения
передач при разгоне автомобиля с полной нагрузкой на дорогах с твердым
покрытием: IB—IIB—II IB—IVH—IVB—VH—VB.
То же в тяжелых дорожных условиях IH—IIH—IIIН—IVH—IVB—VH—VB.
Для перехода на более низкую передачу при увеличении дорожного
сопротивления нужно перевести переключатель делителя в положение «В»,
нажать на педаль сцепления до упора, включить соответствующую передачу в
коробке и плавно отпустить педаль сцепления.
Коробка передач крепится к картеру делителя, выполненному заодно с
картером сцеплення. Состоит из картера 3 (рис. 3.31), ведущего
(первичного) 5, ведомого (вторичного) 25 и промежуточного 2 валов,
механизма переключения передач, шестерен, синхронизаторов и подшипников
с крышками. Шестерни на всех передачах, кроме I передачи и заднего хода,
косозубые, постоянного зацепления.
Картер коробки отлит из серого чугуна. В переднем и заднем торцах соосно
расточены 2 верхних и 2 нижних отверстия для установки заднего
подшипника ведущего вала и заднего подшипника ведомого вала, а также
переднего подшипника и стакана 28 заднего подшипника промежуточного
вала. В заднем торце и в перегородке картера расточены 2 отверстия для
установки оси 19 блока 14 шестерен заднего хода. Сверху картер закрыт
крышкой 11.
В картере слева и справа имеются люки для установки коробок отбора
мощности. Люки закрыты крышками 16. Допускается отбор мощности от
коробки передач до 30 л.с.
Масло в картер заливают через горловину, расположенную на правой стенке
картера. К пробке 4 горловины прикреплен указатель уровня масла. В
нижней части картера имеются 2 сливных отверстия, закрываемых пробками
1. В передней пробке установлен магнит для улавливания металлических
частиц — продуктов износа.
Передний роликовый подшипник ведомого вала коробки передач расположен в
полости ведущего вала, а передний подшипник ведущего вала коробки
передач установлен -в полости ведущего вала делителя. Шарикоподшипники
ведущего и ведомого валов, а также роликовый сферический подшипник
промежуточного вала застопорены от осевых перемещений относительно
картера, поэтому они, помимо радиальных, воспринимают также осевые
нагрузки. Блок шестерен заднего хода установлен на оси и вращается на
двух роликовых подшипниках 13. Все шестерни ведомого вала установлены на
специальных роликовых подшипниках.
I передача и задний ход в коробке включаются с помощью зубчатой муфты, а
остальные передачи — с помощью синхронизаторов.
В крышке коробки размещен механизм переключения передач. Каретки
синхронизаторов и зубчатая муфта перемещаются вилками, которые
закреплены установочными винтами на штоках, перемещающих-ся в отверстиях
крышки. Для предотвращения одновременного включения двух передач между
штоками установлен замок. Для предохранения от случайного включения
передачи заднего хода или I передачи при движении автомобиля в крышке
имеется предохранитель. В крышке заднего подшипника ведомого вала
установлен привод спидометра. Для обеспечения правильного показания
спидометра в зависимости от передаточного числа главной передачи и
размера шин предусмотрены сменные червячные шестерни.