содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
Сцепление автомобиля ЗИЛ-133
Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и
трансмиссии и плавного соединения их вновь, а также для предохранения
трансмиссии от динамических перегрузок, возникающих при неравномерном
движении автомобиля. Силовой агрегат оборудован сухим двухдисковым
сцеплением с гидравлическим приводом. Сцепление (рис. 3.27) установлено
в картере, выполненном за одно целое с картером делителя (см. также рис.
3.38). В средней части картера имеется перегородка, в которой расточены
два отверстия для установки подшипников ведущего
5 и ведомого 22 валов делителя. Соосно этим отверстиям в заднем торце
картера расточены отверстия для установки соответственно крышки 20
подшипника ведущего вала коробки передач и стакана заднего подшипника
ведомого вала делителя. Сверху картер закрыт люком, предназначенным для
осмотра деталей сцепления. Люк нижней части картера имеет щелевые окна
для вентиляции и охлаждения сцепления.
Механизм сцепления
Сцепление (см. рис. 3.27) состоит из нажимного
ведущего диска 4, среднего ведущего диска 2, двух ведомых дисков 1,
нажимного устройства, механизма выключения сцепления и кожуха 17.
Ведущие части сцепления смонтированы во внутренней полости маховика 21
двигателя. На маховике закреплен болтами 19 кожух сцепления.
Фиксация кожуха относительно маховика
осуществляется двумя установочными втулками 3.
Нажимной и средний ведущие диски имеют по четыре шипа, равномерно
расположенных по окружности дисков. Шипы входят в специальные пазы
маховика и передают крутящий момент двигателя на фрикционные поверхности
ведомых дисков, ступицы которых устанавливаются на шлицах ведушего вала
23 делителя.
Между кожухом сцепления и нажимным диском установлены нажимные пружины
16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются
между нажимным диском и маховиком.
Нажимной диск отлит из чугуна. С одной стороны, диск имеет шлифованную
поверхность, который он прижимается к фрикционной накладке ведомого
диска, с другой — на диске расположены 12 бобышек, предназначенных для
установки нажимных пружин. Бобышки располагаются группами по 3. шт в
каждой. В средней бобышке каждой группы имеется резьбовое отверстие для
установки стяжных болтов. Стяжные болты ввертываются в бобышки для
облегчения сборки и разборки сцепления. После прикрепления кожуха с
нажимным диском к маховику стяжные болты выворачиваются.
На шипах нажимного диска со стороны кожуха отлиты выступы, в которых
профрезе-рованы пазы и просверлены отверстия для установки рычагов 6.
Средний ведущий диск также отливается из чугуна. Для обеспечения
вентиляции картера сцепления, а также для более интенсивного отвода
тепла от трущихся поверхностей дисков сцепления средний ведущий диск
внутри полый, а его внутренние ребра образуют вентиляционные окна. В
пазах шипов диска размещены рычажные механизмы 27, которые автоматически
регулируют положение среднего диска при выключении сцепления. Нажимной и
средний ведущий диски статистически балансируются с точностью 30 гс см.
Ведомые диски состоят каждый из стального кольца с приклепанными
фрикционными накладками 22 диаметром 350 мм, ступицы н демпфера.
Рис. 3.27. Сцепление:
1 — ведомые диски; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка;
4—нажимной диск; о — вилка отжимного рычага; б —отжимной рычаг; 7 —
пружина упорного кольца; 8— шланг смазки муфты: 9 — петля пружины; 10—
упорный подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения
сцепления; 13 - вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 —
вал вилки; 16 — нажимная пружина; 17—кожух сцепления; 18 —
теплоизолирующая шайба; 19— болт крепления кожуха; 20 — картер
сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — ведущий вал
делителя; 24 — диск демпфера; 25 — пружина демпфера; 26 — кольцо
ведомого диска; 27 — механизм установки положения среднего ведущего
диска
Рис. 3.28. Схема гидравлического привода сцепления:
1-главный цилиндр; 2 — кронштейн педали; 3—
толкатель поршня главного цилиндра: 4—эксцентриковый палец; 5 — ось
педали с рычагом; 6 — верхний упор; 7 — оттяжная пружина; 8— нижний
упор; 9—педаль; 10— пневмоусилитель; 11 — толкатель пневмоусилителя; 12
— контргайка; 13 —
сферическая гайка
содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
|