Особенности технического обслуживания передней подвески автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Особенности технического обслуживания передней подвески автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01



Техническое обслуживание передней подвески заключается в регулярной проверке и подтяжке резьбовых соединений, своевременной смазке подшипников и резьбовых шарниров, проверке и устранении люфтов в шарнирах, регулировке подшипников ступиц колес, проверке состояния и работоспособности пружин, амортизаторов, резиновых ограничительных буферов, проверке и регулировке углов установки передних колес.

Подшипники шкворней и резьбовые втулки смазываются трансмиссионным маслом через пресс-масленки (рис. 39) в соответствии с указаниями карты смазки. Смазывать необходимо до выхода смазки из-под резиновых уплотнителей. После смазки все пресс-масленки нужно обязательно закрыть резиновыми колпачками во избежание попадания грязи в подшипники при последующей смазке.

Необходимо периодически добавлять смазку в колпаки ступиц колес, а также менять старую смазку в ступицах па свежую

Для замены смазки ступицу необходимо сиять с цапфы поворотного кулака, удалить старую смазку и тщательно промыть керосином подшипники и внутренние полости ступицы. Снимать

сальник и внутренний подшипник не следует во избежание повреждения сальника и нарушения уплотнения. Старая смазка в зоне между сальником и подшипником удаляется особо тщательно промывкой. При закладке свежей смазки нужно обильно промазать внутренний подшипник, заполнив пространство между роликами, а также между подшипником и сальником. Установив ступицу и наружный подшипник и отрегулировав натяг подшипников, как указано ниже, необходимо заложить смазку в колпак ступицы (почти полностью) и завернуть колпак на место — при этом обильно промазывается наружный подшипник.

Если неработавшая смазка вблизи подшипников не потемнела и не стала жидкой, ее менять не следует. В этом случае необходимо неработавшую смазку вдавить в подшипники и добавить недостающее количество свежей смазки. Эту операцию надо делать весьма аккуратно, чтобы в подшипники не попала грязь.

Проверка состояния передней подвески производится без снятия се с автомобиля.

Люфты в шарнирах проверяют на поддомкраченном автомобиле. Домкрат нужно установить под опорную чашку пружины и приподнять настолько, чтобы колесо не касалось пола, а между буфером хода отдачи, установленным на верхних рычагах, и поперечиной был зазор. Люфты в шарнирах определяют покачиванием за тормозной барабан.

Если при вывешенных колесах люфт в сопряжении резьбовых и распорных втулок превышает 1,2мм, то резьбовые и распорные втулки следует заменить. При меньшей величине зазоров заменять эти детали не требуется, так как они не оказывают влияния на устойчивость движения автомобиля, па износ шип и не вызывают стука в подвеске.

Зазор в сопряжении втулок можно уменьшить и увеличить их долговечность, если повернуть распорную втулку в сторону действующих усилий поработавшей стороной.

Необходимо также проверять зазоры «а» и «б» (рис. 38) между торцами резьбовых втулок и плоскостями наружных головок верхних и нижних рычагов. Если один из размеров будет меньше 1 мм, положение втулок следует отрегулировать. Разность размеров «а» и «б» не должна превышать 0,8 мм.

Если резьбовые втулки разбирались или заменены новыми, то их рекомендуется при сборке обильно смазать консистентной смазкой ВНИИ НП-2 i2 или ЦИАТИМ-201; при эксплуатации втулки смазывать надо трансмиссионным маслом, как указано выше.

Гайки стяжных болтов 15 (рис. 38) шарниров с резьбовыми втулками должны быть затянуты моментом 118-137 11-м (12 14 кгс-м).

 

 

2. Затяните гайку ключом, имеющим длину плеча 200мм, усилием одной руки как можно туже; при этом нажимайте на ключ плавно, бел рынков и одновременно с затяжкой гайки поворачивайте колесо, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение.

3 Отпустите гайку па 1/8—3/8 оборота, чтобы отверстие в цапфе под шплинт совпало с прорезью гайки. Убедитесь, что зазор в подшипниках отсутствует.

Правильность регулировки подшипников окончательно проверяется по нагреву ступиц колес. Наличие ощутимого нагрева после пробега 8—10 км указывает па то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку нужно отвернуть па одну прорезь. Допускается незначительный нагрев ступиц колес при установке новых подшипников или замене сальника. При проверке регулировки подшипников по нагреву ступиц не пользуйтесь рабочими тормозами, гак как и этом случае ступицы нагреваются от тормозных барабанов.

Подшипники ступицы требуется заменить при появлении раковин па беговых дорожках колец и роликах, при наличии сколов па буртиках колец подшипников, трещин и разрывов сепаратора, а также если подшипники потемнели или имеют цвета побежалости от чрезмерного перегрева при неправильной регулировке или отсутствии смазки.

Пружины передней подвески нужно менять при частых резких ударах, ощущающихся в подвеске при переезде неровностей, если это не вызвано плохой работой амортизаторов или повреждением ограничительных буферов.

Во избежание перекоса подвески вновь устанавливаемые пружины должны принадлежать к одной группе жесткости, определяемой по маркировке пружины (должны иметь одинаковое число маркировочных рисок на нижнем витке пружины)

Амортизатор нуждается в замене или ремонте, если после раскачки автомобиля за передок колебания прекращаются более чем за два-три качка, а также если (при исправных пружинах подвески) на ходу ощущаются резкие удары.

Резиновые ограничительные буфера заменяются новыми при наличии трещин в резине или отслоении резины от металлической арматуры. Эксплуатация автомобиля с неисправными буферами не допустима, так как может привести к поломке шаровых пальцев рулевых тяг и значительно снижает долговечность пружин подвески.

 

Параметры углов установки передних колес

 

 

Угол развала считается положительным, если колесо верхней частью наклонено наружу, и отрицательным при наклоне внутрь к продольной осевой плоскости автомобиля.

Продольный наклон шкворня считается положительным, когда нижний конец шкворня наклонен вперед, и отрицательным при наклоне назад.

Схождение колес считается положительным, если размер между внутренними или наружными боковыми поверхностями шин спереди меньше такого же. размера сзади, т. с. когда Ai меньше Аг (рис. 41).

Перед проверкой и регулировкой углов установки передних колес необходимо:

— проверить давление в шинах и, если необходимо, довести его до нормы;

— проверить затяжку подшипников передних колес и, если необходимо, отрегулировать их;

— проверить состояние резиновых втулок внутренних шарниров рычагов передней подвески и, при необходимости, заменить их новыми;

проверить зазоры в резьбовых втулках наружных шарниров рычагов передней подвески и, при необходимости, заменить изношенные детали;

проверить зазоры в сферических шарнирах рулевых тяг и, если необходимо, отрегулировать или заменить изношенные детали (см. раздел «Рулевое управление»);

 

- убедиться в падежном креплении подвески, маятниковых рычагов, рулевого механизма и рычагов рулевой трапеции к ново ротным кулакам;

найти при помощи индикаторов и отмстить мелом точки рав ного бокового биения шин (или ободов) — две диаметрально расположенные точки боковой поверхности шипы (обода), которые при повороте колеса на 180° дают одинаковые показания на приборы (одинаково удалены от средней плоскости вращения колеса), при нахождении точек равного биения колеса должны быть вывешены и находиться в положении движения по прямой.

Замер углов установки передних колес выполняется на специальном стенде по инструкции, приложенной к стенду, при этом автомобиль должен стоять на колесах (на поддомкраченном автомобиле углы значительно отличаются от углов стоящего па колесах автомобиля) При замере развала точки равного биения располагают по вертикали. Чтобы устранить влияние трения в подвесках, непосредственно перед замером углов необходимо кратковременно нажать рукой сверху вниз усилием не менее 196 Н (20 кгс) на передний и задние бамперы автомобиля. Проверка развала и угла наклона шкворня производится поочередно для правого и левого колес.

Регулировка выполняется в следующем порядке: 1) развал колес, 2) угол продольного наклона шкворня, 3) схождение колес.

Регулировка развала и наклона шкворня осуществляется изменением количества регулировочных прокладок 11 (рис. 38) в местах крепления оси верхних рычагов к поперечине. Для освобождения регулировочных прокладок необходимо ослабить гайки болтов 9 и шпилек 10.

Изменение количества прокладок на одну и ту же величину в передней и задней точках изменяет только развал Если удалить

по одной прокладке толщиной 1 мм. развал уменьшится приблизительно па 0°1(У—0 15', и, наоборот, при добавлении по одной прокладке спереди и сзади развал увеличится па ту же величину; при этом угол продольного наклона шкворня не изменяется.

Перестановка одной прокладки с заднего креплении на переднее увеличивает угол продольного наклона шкворня па 0°50'—1 °, а удаление одной прокладки сзади увеличивает наклон шкворня приблизительно на 0°30'. практически не изменяя развала. Перестановка прокладок с переднего крепления на заднее или удаление передней прокладки вызывает обратное действие.

Разница в количестве прокладок спереди и сзади допускается не более пяти. Если требуется большая разница в количестве прокладок, то это указывает па необходимость замены изношенных резиновых втулок крепления рычагов или замены самих рычагов вследствие их погнутости.

После установки (перестановки) регулировочных прокладок необходимо сначала затянуть гайки шпилек 10 (рис. 38) моментом 31—35 Н м (3,2—3,6 кгс-м), а потом гайки болтов 9 крепления оси верхних рычагов моментом 43—55 Н м (4,4—5,6 кгс-м).

 

 

 

Рис. 41. Проверка схождения колес

 

 

Как правило, угол наклона шкворня при нормальной эксплуатации не нарушается. Поэтому, если пет каких-либо внешних признаков, указывающих на неправильную установку этого угла, изменять его не следует. Однако его следует обязательно проверять после сильных ударов о дорожные неровности, когда может нарушиться угол наклона только одного из шкворней. В этом случае внешние признаки нарушения проявляются в меньшей степени.

При регулировке развала и угла продольного наклона шкворня схождения колес нарушается. Поэтому после каждой регулировки этих параметров необходимо регулировать схождение колес.

Схождение колес весьма существенно влияет на износ шин передних колес. Износ наружных сторон протектора шип указывает па то, что схождение велико и, наоборот, износ внутренней стороны свидетельствует, что схождение недостаточно. Грубые отклонения схождения (порядка 10 мм) в ту или другую сторону от рекомендуемой величины приводят к потере устойчивости автомобиля, при этом протектор передних шип может полностью износиться за пробег менее 1000 км.

Замер схождения передних колес по наружным поверхностям шин производится на специальном стенде; при. этом точки равного бокового биения необходимо расположить в горизонтальной плоскости, иначе схождение будет отрегулировано неправильно.

Замерять схождение по внутренним поверхностям шип можно простейшими средствами. Для этого следует установить автомобиль на смотровую «канаву» или эстакаду в положение езды по

прямой. При помощи штанги с выдвижной линейкой или двух длинных линеек нужно замерить расстояние между внутренними поверхностями шин спереди немного ниже центра колеса, причем штангу надо установить горизонтально. Точки касания штанги отметить на шинах мелом. Затем перекатывают автомобиль вперед на такое расстояние (приблизительно 0,8 м) при котором отмеченные на шипах точки окажутся сзади примерно па той же высоте (снова ниже центра колес), и повторяют замер между от меченными мелом точками. Разность между замерами даст величину схождения колес.

Если до регулировки при езде по прямой рулевое колесо занимало правильное положение (спицы колеса занимали горизонтальное положение) и отклонение схождения от рекомендуемой величины не превышало 3—4 мм, то регулировку производите изменением длины любой из боковых тяг, для чего:

1. отпустите два болта хомутов, стягивающих концы регулировочной трубки;

2. вставьте бородок в отверстие регулировочной трубки и поворачивайте ее до получения требуемого схождения;

3. после регулировки поверните хомуты в положение, указанное па рис. 42, и затяните стяжные болты моментом 15,7—

17,6 Н м (1,6—1,8 кге-м).

Если до регулировки при езде по прямой рулевое колесо занимало неправильное положение или в том случае, когда регулировка производится после разборки рулевых тяг с нарушением их длины, схождение колес устанавливайте в следующем порядке.

1 Поверните рулевое колесо автомобиля в любую сторону до упора и, вращая его в противоположную сторону, подсчитайте количество оборотов. Поверните колесо назад на половинное число оборотов (до среднего положения). При этом спицы рулевого колеса должны располагаться горизонтально. Если спицы расположились не горизонтально, переставьте рулевое колесо.

2. Изменением длины левой рулевой тяги установите левое переднее колесо в положение езды по прямой

3. Отрегулируйте схождение колес изменением длины правой рулевой тяги.

Углы наибольшего поворота правого колеса вправо и левого колеса влево ограничиваются болтами-упорами сошки руля, установленными на кронштейнах левого лонжерона Упоры отрегулированы при сборке автомобиля и в процессе эксплуатации регулировки не требуют.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..