В качестве первоочередных мер

  Главная       Учебники - Сельское хозяйство     Теория и практика управления производственными ресурсами в свеклосахарном подкомплексе АПК

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

5.2. Современное состояние корпоративного управления ресурсами в свеклосахарном производстве Белгородской области

 

 

В качестве первоочередных мер по преодолению отмеченных недостатков мы предлагаем [202]:

1. Разработать и принять нормативный акт, определяющий:

 

- минимально допустимый размер арендной платы за используемые на условиях аренды основные производственные фонды. Величина арендной платы должна быть установлена на уровне не ниже величины амортизационных отчислений;

- порядок погашения задолженности по каждому неплатежеспособному сельскохозяйственному предприятию, в хозяйственном пространстве которого создано новое общество;

- порядок поэтапного роста уставного капитала новых обществ за счет увеличения доли инвестиций при распределении валового продукта.

2. Разработать региональную программу по контролю над соблюдением имущественных и земельных прав, мониторингу экономической эффективности интеграции. Основными составляющими программы должны стать:

- контроль над соблюдением принципа правопреемства при реорганизации и использовании имущества неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;

- контроль над соблюдением имущественных и земельных прав в интегрированных структурах, в том числе прав работников создавать народные предприятия;

- всесторонняя оценка эффективности интеграции, включая экономические, экологические и социальные аспекты.

3. Всем крупным агропромышленным формированиям разработать стратегию собственного развития и осветить в средствах массовой информации основные ее положения, включая внешний образ организации, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность перед партнерами, потребителями и обществом в целом.

Анализ текущей ситуации в АПК показывает, что, наряду с совершенствованием управления интегрированных формирований, необходимо развивать кооперацию сельскохозяйственных предприятий, не вошедших в интегрированные структуры. Только таким путем можно усилить их рыночное положение.

Это позволит, с одной стороны, добиться существенного улучшения условий реализации производимой ими продукции. С другой - вынудит интегрированные формирования (которые, по сути, являются конкурентами самостоятельных сельскохозяйственных товаропроизводителей) устранить возникшие перекосы в своих внутренних отношениях.

Кооперированные хозяйства в сравнении с разрозненными обладают гораздо большей рыночной властью, а значит могут более успешно противостоять промышленному и торговому капиталу. Поэтому задача развития межхозяйственной кооперации является первоочередной в деле преодоления кризисных явлений в сельском хозяйстве.

Межхозяйственная кооперация представляет собой объединение усилий самостоятельных сельскохозяйственных организаций в сферах материально-технического снабжения, производства, переработки и реализации продукции.

Межхозяйственная кооперация как специфическая форма общественного разделения труда может развиваться в двух видах:

1) на основе долговременных устойчивых производственноэкономических связей, с заключением договоров поставки, мены, оказания услуг и пр. Для межхозяйственной кооперации этого вида основное значение имеет эквивалентность взаимоотношений. Как только во взаимоотношениях появляется систематический диспаритет, они перестают быть разновидностью кооперации. Признаками диспаритета являются преобладание в заключаемых договорах для одной стороны - прав, а для другой - обязанностей, а также несоразмерность для виновной стороны санкций за возможное нарушение ею своих обязанностей;

2) в рамках организационно-производственных систем с созданием новых юридических лиц. В этом случае создаются межхозяйственные организации.

Для межхозяйственной кооперации второго вида, как правило, требуются специализированные инвестиции, например по приобретению свеклоуборочной техники. Кроме того, необходимо согласование между сторонами технико-экономических параметров совместного предприятия и механизма распределения продукции (доходов).

Хозяйственное поле для развития кооперации в свеклосахарном производстве обширно. Так, по оперативным данным, в 2002 г. на один из лучших сахарных заводов Белгородской области и России - ОАО «Ритм» (Алексеевский сахарный завод) сахарную свеклу поставляли 129 физических и юридических лиц. Из них 90 (то есть почти 70%) поставили не более чем по 1000 т. Учитывая, что средняя урожайность немногим превышает 20 т/га, можно утверждать, что большинство поставщиков выращивает сахарную свеклу на площади 50 га и меньше. В частности, более 20% поставщиков - это крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя площадь пашни у которых не превышает 60 га.

Среди поставщиков фигурируют организации и предприниматели, которые, по всей видимости, не занимаются свекловодством. Например, ООО «Вымпел С» (г. Ставрополь), ООО «Вентатрейд» (г. Москва), ООО

«Интерсервис» (г. Крымск), ИП «Великий Д.Н.» (г. Гомель), МП «Золотарев С.С.» (г. Воронеж) и др. Очевидно, что большинство из них получили права на урожай сахарной свеклы, заключив договоры с сельскохозяйственными товаропроизводителями, испытывающими дефицит денежных средств и поэтому вынужденными использовать в качестве средства платежа сельскохозяйственную продукцию, в том числе корнеплоды сахарной свеклы.

Наличие такого рода посредников увеличивает трансакционные издержки в свеклосахарном производстве и усложняет организацию уборки  корнеплодов в масштабе сырьевой зоны, особенно если требуется обеспечить ритмичность и достаточность поставок свеклосырья.

Поэтому кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно мелких, не способных самостоятельно эффективно решать проблемы материально-технического снабжения, использования высокопроизводительной техники и сбыта продукции, представляется естественным развитием их хозяйственной деятельности.

Кооперация крестьянских хозяйств с целью коммерческой деятельности может быть юридически оформлена путем создания коопхоза. При этом основными сдерживающими факторами для юридического оформления межфермерской кооперации являются: 1) пространственная рассредоточенность крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) дополнительное налогообложение (налоговое бремя у фермера меньше, чем у члена кооператива); 3) сложности регистрации; 4) желание фермера быть независимым.

Поэтому зачастую межфермерская кооперация развивается неформально, без образования юридического лица. Опросы фермеров показывают, что в 80% случаев кооперация имеет место без юридического оформления [203].

В такой ситуации промежуточным шагом для образования коммерческих кооперативных структур может послужить создание системы снабженческо-сбытовых, обслуживающих и кредитных кооперативов, призванной консолидировать усилия мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере приобретения ресурсов, их использования и сбыта продукции (рис.5.3).

В результате дополнительные преимущества получат не только кооперирующиеся субъекты, но и их партнеры по рыночным трансакциям, поскольку поставки свеклосырья будут более устойчивыми и значительными, как и спрос на материально-технические ресурсы. Схема, представленная на рис. 5.3, служит примером того, как сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция (в данном случае ее контрактная форма) могут дополнять друг друга.

В такой же степени целесообразным является сочетание интеграции собственности, межхозяйственной и внутрихозяйственной кооперации. Вхождение в состав интегрированного формирования организаций, отличающихся по своему профилю, устройству, уровню производительности и оплаты труда, требуют решения задач, аналогичных тем, что возникают при кооперации хозяйствующих субъектов.

Заметим, что в большинстве интегрированных агропромышленных формированиях сохраняется практика эксплуатации сельскохозяйственного труда. Сельскохозяйственные подразделения и организации финансируются по остаточному принципу, получаемые доходы распределяются по усмотрению основных собственников. В результате у сельскохозяйственных работников и даже ряда руководителей и специалистов дочерних сельскохозяйственных организаций отсутствует мотивация к эффективной деятельности.

 

Рис. 5.3. Схема организации производства и поставок сахарной свеклы на основе кооперации и контрактной интеграции

 

 


Поэтому кооперация имеет перспективы не только в среде самостоятельных сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и как система внутрихозяйственных отношений - применительно к наиболее прогрессивным интегрированным структурам. Некоторые экономисты предлагают при создании агропромышленных формирований руководствоваться кооперативными принципами. Так, В.А. Клюкач указывает на необходимость отсутствия в таком формировании контрольного пакета акций, чтобы оно не обслуживало интересы какого-либо отдельного акционера [102]. Аналогичный подход заложен в организацию акционерных обществ работников (народных предприятий).

В период развития стихийных рыночных отношений в России наблюдается последовательный спад сельскохозяйственного производства.

 

Бездеятельность государства по отношению к аграрному сектору экономики привела к зависимости страны от импортного продовольствия. В этих условиях наиболее радикальными мерами по привлечению в агропромышленный комплекс инвестиционных ресурсов являются образование вертикально интегрированных структур и создание препятствий для импорта продовольствия. Агропромышленная интеграция позволяет, если инвесторы преследуют долговременные цели в агробизнесе, улучшить рыночное положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако опыт сельскохозяйственного производства в развитых странах показывает, что не меньшую роль в усилении рыночного положения сельскохозяйственных товаропроизводителей играет кооперация. Поэтому, с одной стороны, не следует переоценивать возможности, которые открывает агропромышленная интеграция. А с другой стороны - необходимо всячески поддерживать сельскохозяйственную кооперацию.

Рациональное сочетание кооперации и интеграции - это организационно-экономический фактор, с помощью которого можно в значительной мере компенсировать отсутствие государственной поддержки аграрного сектора экономики и мобилизовать такие микроэкономические факторы, как ресурсообеспеченность и интерес.