Распределитель ГА-02010, управляющий тремя потребителями в
гидросистеме самоходного шасси (рис. 86—87), работает при более
высоком рабочем давлении, чем в гидросистеме зерноуборочных
комбайнов (при подъеме кузова до 100 кгс/см2, при работе
предохранительного клапана до 125—130 кгс/см2). В связи с этим
чугунный корпус этого распределителя имеет более толстые стенки.
В распределителе комбайнов два длинных продольных паза в кране
соединены между собой отверстиями, благодаря чему кран
уравновешен в радиальном направлении. При давлениях до 50—60
кгс/см2 при таком уравновешивании усилие на ручке не превышает
допустимых норм. Однако при более высоких рабочих давлениях
неуравновешенные радиальные силы, действующие на кран и
прижимающие его к стенкам корпуса, вызывают увеличение усилий
перемещения крана. Неуравновешенные на кран радиальные силы
возникают от того, что в зазорах между корпусом и краном от зон
высокого давления к зонам слива давление падает неодинаково на
всех участках. Характер падения давления зависит от ряда
факторов, в том числе и отклонений от правильности
геометрических форм крана и корпуса (эллипсность, конусность) .
Величина неуравновешенной силы в кране с продолговатыми пазами
выше, чем в кране с круглыми отверстиями. Поэтому для сокращения
радиальной неуравновешенности крана в распределителе самоходного
шасси длинные продолговатые пазы заменены двумя сквозными
радиальными отверстиями, соединенными между собой осевым
каналом.
Распределитель гидросистемы самоходного шасси не имеет дросселей
в отверстиях под штуцера. Это вызвано тем, что при навеске
различных машин на шасси к распределителю подсоединяют различные
потребители, требующие различный расход масла. Для ограничения
расхода к потребителям в навесных машинах дроссели выполняют в
тройниках, угольниках и штуцерах.
Распределитель устанавливают на самоходное
шасси вместе с предохранительным клапаном. Для их соединения в
корпусе распределителя имеется два радиальных отверстия с
фланцами: верхнее — для нагнетания, нижнее — сливное. Для
уплотнения фланцев применяют резиновые кольца круглого сечения.
Масло от насоса поступает в предохранительный клапан и через
верхнее отверстие в корпусе крана попадает
в его верхнюю кольцевую расточку. Сливается масло из
распределителя через сливной штуцер, соединенный с верхней
сливной камерой распределителя так же, как в распределителе
комбайнов. При срабатывании предохранительного клапана масло из
него сливается в нижнюю сливную камеру распределителя.
Рис. 86. Распределитель с двухрежимным
предохранительным клапаном гидросистемы самоходного шасси:
1 — шпиндель; 2 — стопорное кольцо; 3 — шайба; 4 — корпус
предохранительного клапана; 5, 14, 15, 18, 19. 26, 27, 30, 32 а 33 —
резиновые уплотнительные кольца: 6 я 9 — шарики; 7 и 10 — направляющие:
8. 11 — пружины; 12 и 13 — направляющие: 16 и 17 — винты; 20—24 —
штуцера: 25 я 35 — крышки; 28 — медная прокладка: 29 — кран; 31 — корпус
крана: 34 — грязесъемная манжета.
Рис 87 Схема работы распределителя ГА-02010
гидросистемы самоходного шасси CШ-75;
а - второй потребитель; б — первый потребитель; в — третий потребитель;
I— нейтральное положение: II — подъем; III-опускание.
Механизм переключения распределителя
самоходного шасси СШ-75 (рис. 88) представляет собой отдельный
агрегат и обладает некоторой особенностью — его монтируют на
общей стойке вместе с распределителем и предохранительным
клапаном. Это позволяет собирать и регулировать его вне
самоходного шасси.
К трубчатой стойке 21 снизу приварен фланец 24 для крепления
распределителя, а сверху — головка механиз-. ма, состоящая из
фланца 7, боковины 6 и донышка 19. В кольцевой расточке фланца
размещена литая из ковкого чугуна обойма 8 со стойкой. Обойма
снизу удерживается буртиком фланца 7, сверху — штампованной
крышкой 4. Поверхность обоймы, соприкасающаяся с цилиндрической
поверхностью фланца, выполнена сферической, что предотвращает
заклинивание обоймы при ее перекосах. Как и в гидросистеме
самоходного комбайна СК-4, механизм переключения распределителя
самоходного шасси имеет замок для фиксации валика или обоймы в
необходимых положениях. Отличие заключается только в том, что в
механизме самоходного шасси минимальное расстояние между
шариками определяет длина штифта 2, а не длина сжатой до
соприкосновения витков пружины. К валику 5 снизу приварены муфта
15 и пла-тик 14 с отверстием под ось 11. Вилка 12 шарнирно
закреплена осью 10 на стойке обоймы 8. Через продолговатые
отверстия вилки проходит ось 11. В вилку ввернут рычаг 13 с
шаровой ручкой 27. Выступающий конец крана распределителя 26
соединен цилиндрическим штифтом 23 со втулкой, сваренной с
валиком 22. На валике цилиндрическим штифтом 20 закреплена
нижняя муфта 18. Выступающий из муфты 18 конец валика 22 входит
в отверстие муфты 15.
При помощи муфт и регулировочных прокладок 17 регулируют
положение крана относительно корпуса распределителя в осевом и
угловом направлениях при снятой направляющей.
В осевом направлении кран устанавливают так, чтобы он
перемещался из нейтрального положения в нижнее
до упора в нижнюю крышку распределителя на
16±1 мм и в верхнее до упора в верхнюю крышку распределителя на
24+1 мм. Для удобства такой регулировки снимают крышку 4 и
величину перемещения крана определяют по замерам между верхним
торцом валика 5 и обоймы 8 (или фланца 7).
В угловом направлении кран относительно корпуса устанавливают
так, чтобы при положении рычага 13 в среднем вертикальном пазу
направляющей плоскость радиальных каналов крана совпадала с осью
среднего штуцера к потребителям. Для этого устанавливают рычаг
13 с ручкой в нижнее или верхнее положение.
Муфту 18 вращают до тех пор, пока штырь диаметром 8,5 мм,
вставленный в отверстие среднего штуцера, не пройдет в
радиальное отверстие в кране (см. рис. 85, б). Стяжной болт 16
(см. рис. 88) с комплектом регулировочных прокладок 17
устанавливают в наиболее точно совпадающие отверстия муфт и
стягивают муфту болтом с гайкой, подложив под нее пружинную
шайбу. При правильно отрегулированном в угловом направлении
кране относительно корпуса штырь диаметром 5,5 мм, вставленный в
два крайних штуцера, при положении рычага 13 в крайнем верхнем и
нижнем положениях должен свободно проходить в радиальное
отверстие крана.
При установке направляющей проверяют, чтобы рычаг 13 в крайнем
верхнем и крайнем нижнем положениях имел зазор с верхними или
нижними кромками пазов не менее 1,5 мм.
При сборке, испытании и монтаже распределителей принимают меры,
предотвращающие попадание пыли или посторонних предметов внутрь.
Перед сборкой детали распределителей проверяют, чтобы на их
трущихся и сопрягаемых поверхностях не было забоин, заусенцев
или других механических повреждений. Все детали промывают, а их
каналы продувают сжатым воздухом. Резиновые уплотнительные
кольца круглого сечения, носок грязесъемной манжеты, а также
трущиеся и сопрягаемые поверхности всех деталей распределителя
смазывают дизельным маслом. В канавки уплотнительные кольца
устанавливают без перекручивания и повреждений. Если при сборке
медную прокладку используют повторно, то ее предварительно
отжигают. Для облегчения подбора пар кран-корпус отверстия в
корпусе по наименьшей замеренной величине диаметра, а
поверхность крана по наибольшей замеренной величине диаметра
сортируют на группы с разницей размеров в каждой подобранной
группе до 0,006 мм.
Во время сборки кранов с корпусами руководствуются размерными
группами этих деталей. Правильно подобранный кран наиболее
плотно входит в корпус и при наличии смазки легко перемещается в
корпусе под действием собственного веса или легкого нажатия
рукой. Рекомендуемый зазор между краном и корпусом 8— 16 мк для
распределителя вариатора скорости и 4--10 мк для распределителя,
управляющего тремя потребителями.
В собранных распределителях краны свободно от руки перемещаются
в угловом и осевом направлениях без заеданий.
Распределители испытывают на герметичность соединения
кран-корпус и герметичность уплотнений. При испытании
распределителей на герметичность применяют дизельное масло Дп-11
при температуре 70°С. При испытании распределителей при
температуре масла ниже 70°С подбирают такие масла, чтобы их
вязкость при температурах испытания соответствовала вязкости
масла Дп-11 при температуре 70°С.
Герметичность соединения кран-корпус испытывают без крышек при
нейтральном положении кранов. В распределителе вариатора
скорости давление 50 кгс/см2 подводят со стороны'штуцеров 5 и 8
(см. рис. 79), предназначенных для подсо,единения трубопроводов
к гидроцилиндру вариатора скорости. Утечки масла через зазоры
кран-корпус не должны превышать десяти капель за каждые 3 мин.
В распределителях, управляющих тремя потребителями, давление 40
кгс/см2 подводят поочередно к каждому из трех штуцеров 12, 13 и
14 (см. рис. 82), предназначенных для подсоединения
трубопроводов к гидроцилиндрам потребителей. Утечки масла через
зазоры кран-корпус в полости слива и свободные штуцера не должны
превышать десяти капель за каждые 3 мин при подводе давления в
любой крайний штуцер и 5 см3/мин при подводе его в средний
штуцер.
Величину утечек замеряют при установившемся режиме истечения
жидкости через зазор кран-корпус, при этом все каналы
распределителей должны быть заполнены маслом, а воздух удален.
Герметичность уплотнений (резиновых колец
круглого сечения, медных прокладок) и литых деталей проверяют в
распределителях зерноуборочных комбайнов давлением 75 кгс/см2, в
распределителях самоходного шасси давлением 150 кгс/см2 в
течение 3 мин. При подводе испытательного давления в
распределителе должны отсутствовать течи и потение литых
деталей.