Распределители кранового типа В
ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНАХ
В основной гидросистеме зерноуборочных комбайнов СК-3, СК-4,
«Сибиряк» и их модификаций применяют два последовательно
включенных распределителя кранового типа: 34-9-6 — для изменения
положения вариатора скорости комбайна и 34-9-2 — для управления
тремя потребителями (подъем и опускание жатки, подъем и
опускание мотовила, изменение частоты вращения мотовила),
имеющими гидроцилиндры одностороннего действия. Вначале поток
масла от насоса поступает в распределитель вариатора скорости
комбайна, а затем в распределитель, управляющий тремя
потребителями.
В гидросистеме самоходного шасси применен один распределитель
для управления тремя потребителями, имеющими гидроцилиндры
одностороннего действия.
Распределитель 34-9-6 (рис. 79)
состоит из корпуса 7, крана 9, крышек 3 и 10 и штуцеров,
расположенных в одной вертикальной плоскости. Крышки и выходящий
наружу хвостовик крана уплотнены резиновыми кольцами круглого
сечения. Между краном и крышками имеется небольшой осевой люфт.
Нижний штуцер 12 (сливной) трубопроводом соединен с
распределителем, управляющим тремя потребителями. К штуцеру 13
подсоединяют нагнетательный трубопровод от насоса. Штуцера 5 и 8
соединены с полостями гидроцилиндра вариатора скорости.
Отверстия в корпусе, в которые ввернуты штуцера, оканчиваются
дросселями диаметром 1 мм. Дроссели ограничивают расход масла,
нагнетаемого и сливаемого с поршневого гидроцилиндра вариатора
скорости, вследствие чего скорость комбайна изменяется плавно,
без больших ускорений.
Рис. 79. Распределитель 34-9-6 вариатора скорости:
1 — грязесъемная манжета; 2 и 4 — резиновые уплотнительные кольца; 3 и
10 — крышки: 5, 8, 12 и 13 — штуцера; 6 и 11— медные прокладки; 7 —
корпус; 9 — кран.
Высокие требования предъявляются к
правильности геометрической формы отверстия корпуса и
поверхности крана — их эллипсность и конусность не должна
превышать 0,006 мм. В нижней части кран имеет расточку, которая
вместе с корпусом и крышкой 10 образует камеру слива,
соединенную отверстием в корпусе со штуцером 12. Радиальным
отверстием в кране камера слива сообщается с осевым каналом
крана, с которым соединены еще три сквозных радиальных
отверстия. Одно из этих отверстий овальное и при нейтральном
положении крана совпадает с таким же отверстием в корпусе,
которое соединено со штуцером 13. Два других отверстия малого
диаметра лежат в тех же сечениях, что и отверстия штуцеров 5 и
8. Эти отверстия при нейтральном положении крана смещены на 60°
по и против часовой стрелки относительно отверстий для штуцеров.
Кран имеет две пары симметричных пазов, расположенных в тех же
радиальных плоскостях, что и отверстия малого диаметра в кране.
Все пазы соединены между собой двумя кольцевыми канавками.
При работе распределителя утечки масла через зазоры кран—корпус
попадают не только в сливную камеру, но и в зазор между торцом
крана и верхней крышкой. Если эти утечки будут скапливаться в
верхнем торце крана, то это приведет к возрастанию давления на
верхнюю торцовую поверхность крана при включении потребителей.
От этого возрастает момент трения между краном и нижней крышкой.
Для разгрузки крана от осевых давлений в верхнем торце крана
имеется кольцевая расточка, соединенная отверстием с осевым
каналом крана.
При нейтральном положении крана масло, нагнетаемое насосом,
через овальные отверстия 4 (рис. 80) корпуса и крана, осевой
капал 8, радиальное отверстие крана попадает в камеру 7 слива и
далее к распределителю, управляющему тремя потребителями. В этом
положении крана масло в обеих полостях гидроцилиндра вариатора
скорости заперто и вариатор остается неподвижным.
При повороте крана на 60° овальное отверстие 4 крана смещается
относительно такого же отверстия корпуса. Благодаря этому масло,
нагнетаемое насосом, не может свободно сливаться через осевой
канал 8 крана в сливную камеру 7. С овальным отверстием корпуса
совпадает один из пазов крана. Одновременно диаметрально
противоположный паз совпадает с отверстием
Рис. 80. Схема работы распределителя вариатора
скорости:
а — нейтральное положение: 6 — увеличение скорости комбайна; в —
уменьшение скорости комбайна; 1, 2 и 6 — отверстия; 3 и 5 — пазы;
4—овальное отверстие; 7 — сливная камера; 8 — осевой канал.
корпуса, соединенном со штоковой или
бесштоковой полостью гидроцилиндра вариатора скорости. Масло,
нагнетаемое насосом, через овальное отверстие 4, осевые пазы и
кольцевые расточки крана, радиальное отверстие корпуса поступает
в одну из полостей гидроцилиндра, поднимая или опуская вариатор
скорости. Вытесняемое из другой полости гидроцилиндра масло
через радиальное отверстие корпуса и совпадающее с ним
радиальное отверстие 2 или 5 (показано пупктиром) крана и осевой
канал 8 крана поступает в камеру 7 слива и через распределитель,
управляющий тремя потребителями, сливается в гидробак.
Поток масла в одну из полостей гидроцилиндра вариатора скорости
и слив его из другой полости этого гидроцилиндра ограничивают
дроссельные отверстия в корпусе распределителя. Избыток же
потока масла, создаваемого насосом, сливается в гидробак через
предохранительный клапан, который в этом случае выполняет роль
переливного.
Механизм переключения распределителя вариатора скорости (рис.
81) автоматически возвращает кран из любого рабочего положения в
нейтральное после снятия усилия комбайнера, а также обеспечивает
совпадение каналов и пазов крана с отверстиями в корпусе при
нейтральном и рабочих положениях крана.
Корпус 9 механизма отлит из ковкого чугуна и закреплен на
хвостовике крана распределителя 11 стопорным конусным болтом 10,
который от раскручивания фиксируют проволокой. На корпус надета
предварительно скрученная пружина 8, имеющая два отогнутых
конца: нижний упирается в прилив корпуса 9, верхний — в ус
специальной шайбы 6. Валик 4 соединен с корпусом 9 шплинтом 5,
который удерживает также и шайбу в.
Рычаг 2 с шаровой ручкой 1 закреплен на верхней части валика
коническим штифтом 3, специальная стойка 7— на площадке водителя
с помощью двух шпилек, ввернутых в корпус распределителя. Стойка
расположена между двумя отогнутыми концами пружины.
При повороте рычага 2 по часовой стрелке (рис. 81,а) нижний
конец пружины перемещается вместе с выступом корпуса 9, а
верхний остается на месте, упираясь в стойку. При повороте его
против часовой стрелки (рис. 81, в) верхний конец пружины
перемещается вместе с усом специальной шайбы, а нижний остается
на месте, упираясь
в стойку. В обоих случаях пружина скручивается, а после снятия
усилия возвращает кран, а вместе с ним и рычаг 2 в нейтральное
положение(рис. 81, б). Максимальный угол поворота крана по или
против часовой стрелки ограничивает упор литых приливов корпуса
в стойку.
Механизм переключения распределителя вариатора скорости не
требует регулировок. Установка его в нейтральное и рабочее
положение обеспечена конструкцией его и распределителя.
Для проверки правильности установки крана относительно корпуса
распределителя отсоединяют нагнетательный трубопровод,
вывертывают штуцер и после вытекания части масла через
отверстие, из которого вывернут штуцер, при нейтральном
положении крана проверяют совпадение овальных отверстий в
корпусе распределителя и крана. Щуп (штырь) диаметром 7,5 мм
должен свободно проходить через овальные отверстия корпуса и
крана. Если штырь не проходит, необходимо отрихтовать стойку.