содержание ..
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
ВИДЫ ЗАКЛЕПОК В САМОЛЁТЕ
В зависимости от условий работы, материала конструкции и доступности к
месту клепки применяются различные типы заклепок. Для соединения
элементов конструкции, имеющих свободный двусторонний подход к зоне
постановки крепежных деталей, применяют заклепки обычные или с
компенсатором из алюминиевых сплавов и сталей.
Закладные головки заклепок могут быть потайными и выступающими. Потайные
закладные головки заклепок имеют угол конуса головки 90° или 120°.
Выступающие головки по форме бывают плоскими (ЗП), полукруглыми (ЗК) и
плоско-выпуклыми (ЗВ).
Потайные заклепки применяют для соединения деталей, выходящих на
обтекаемые воздухом поверхности. В конструкциях самолетов 60—70%
заклепок имеют потайные закладные головки.
Маркировка заклепок в зависимости от применяемого материала приведена в
табл. 3.
Таблица 3
Маркировка заклепок
Заклепки с компенсатором
Диаметр стержня обычных заклепок при клепке увеличивается неравномерно
по толщине пакета. Стержень приобретает конусность 2—5%, вершина конуса
обращена в сторону закладной головки. Вследствие производственных
погрешностей изготовления заклепок и зенкования гнезд под потайные
закладные головки не обеспечивается плотное прилегание закладной головки
к гнезду. Следствием этого является неудовлетворительная герметичность и
невысокий ресурс заклепочного соединения.
Для получения соединения с равномерным по толщине пакета натягом
применяют заклепки с компенсатором на торце закладной головки.
Компенсатор может быть выполнен в виде усеченного конуса (рис. 33, а),
кольцевых (рис. 33, б), цилиндрических (рис. 33, в,г) выступов. При
клепке одновременно с образованием замыкающей
головки компенсатор утапливается в тело заклепки плоской поверхностью
клепального инструмента, вызывая радиальное течение материала как в зоне
закладной головки, так и в зоне перехода стержня в закладную головку
(рис. 33, д).
На рис. 34 показан характер распределения натягов по толщине пакета при
использовании обычных заклепок (я) и заклепок с компенсатором (б).
Рис. 33. Компенсаторы на головках заклепок:
а - в виде усеченного конуса; б — в виде колец; в — в виде цилиндра; г —
в виде полого цилиндра; д — схема заполнения зазоров металлом
компенсатора
Рис. 34. Характер распределения натягов по толщине
пакета:
а - обычные заклепки; б — заклепки с компенсатором
Специальные заклепки для односторонней
безударной клепки
Характерной особенностью односторонней безударной клепки является то,
что процесс образования замыкающей головки осуществляется при
одностороннем приложении силы благодаря пластической деформации
заклепки.
Соединение деталей с помощью таких заклепок происходит безударным
способом, поэтому процесс клепки бесшумен, вибробезопасен и не требует
от исполнителя высокой квалификации.
Пустотелые заклепки
Пустотелые заклепки применяют в качестве технологических крепежных
элементов при сборке конструкций вместо технологических болтов,
пружинных и винтовых фиксаторов, а также для соединения несиловых
элементов конструкции летательных аппаратов. Толщина склепываемого
пакета составляет 0,4...2,5 диаметра заклепки.
Наиболее целесообразно применять пустотелые заклепки в качестве
технологических крепежных элементов при автоматической клепке.
Последовательность постановки пустотелых заклепок показана на рис. 35.
Пустотелую заклепку 2, установленную на оправке инструмента 1, вводят в
отверстие в соединяемых деталях 3 и 4. При подаче воздуха оправка,
проходя через коническое отверстие заклепки, образует замыкающую головку
(положение II).
Технологический процесс клепки пустотелыми заклепками включает в себя
следующие операции: образование отверстия и гнезда; контроль качества
отверстия и гнезда; постановку заклепки; расклепывание заклепки;
контроль качества соединения.
Гайки-пистоны
Гайки-пистоны предназначены для выполнения неразъемных соединений
безударным способом в конструкциях узлов и агрегатов из сталей и
алюминиевых сплавов в местах как с односторонним, так и двусторонним
подходом.
Рис. 36. Схема постановки гайки-пистона:
1 — гайка- пистон; 2 — винт; 3 — инструмент; 4 —
соединяемые детали
Последовательность постановки гайки-пистона показана на рис. 36. Она
включает в себя следующие операции:
1) навинчивание гайки-пистона на винт постановочного инструмента,
вставку их в подготовленное отверстие, прижатие закладной головки
усилием руки к пакету (положение I);
2) образование замыкающей головки гайки-пистона под воздействием
сжимающих усилий, создаваемых инструментом при поступательном движении
его винта (положение II);
3) вывинчивание винта постановочного инструмента из гайки-пистона при
его обратном вращении (положение III);
4) ввинчивание винта (болта ) в гайку-пистон (положение IV).
Для предотвращения самовывертывания резьбовую поверхность винта перед
установкой в гайку-пистон смазывают клеем. Перед нанесением клея
гайки-пистоны и винты (болты) обезжиривают погружением их в бензин
"Галоша” с 15-минутной выдержкой и последующей просушкой.
Заклепки с сердечником
Применение заклепок с сердечником приводит к сокращению объема ударной
клепки.
Заклепка с сердечником состоит из стержня 1 и пистона 2 (рис. 37).
Стержень имеет головку ”а”, тело ”б” и технологический хвостовик "в”. На
хвостовике выполнена канавка, по которой происходит отрыв его после
образования замыкающей головки.
На сборку пистон и сердечник поставляют в сборе, для стопорения конец
технологического хвостовика слегка расплющен.
Рис. 37. Схема постановки заклепки с сердечником:
I — установка заклепки в инструмент и вставка в отверстие; II, III —
процесс постановки заклепки (II — сжатие пакета и втягивание сердечника
в пистон, III — обрыв технологического хвостовика по шейке); IV —
заклепка с сердечником после удаления выступающей части сердечника
Заклепки с высоким сопротивлением срезу
Заклепка с высоким сопротивлением срезу (ЗВСС)
состоит из винта 1, втулки 2, корпуса 3 (рис. 38). Винт и корпус ЗВСС
изготавливают из высокопрочных сталей и титановых сплавов, втулку — из
пластичных материалов.
Схема постановки ЗВСС показана на рис. 38.
Специальная неподвижная насадка пневматического инструмента удерживает
корпус ЗВСС от про ворачивания-Технологический хвостовик винта
фиксируется лысками внутри шпинделя инструмента.
При включении инструмента винт начинает вращаться, ввинчиваясь в корпус,
и головкой стягивает кольцо на его конусный участок. После образования
соединения технологический хвостовик винта срезается по обрывной шейке.
Рис. 38. Схема постановки заклепок с высоким
сопротивлением срезу
содержание ..
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
|