ВИДЫ ЗАКЛЕПОК В САМОЛЁТЕ

  Главная       Учебники - Самолётостроение      Справочник молодого слесаря-сборщика летательных аппаратов

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ВИДЫ ЗАКЛЕПОК В САМОЛЁТЕ

В зависимости от условий работы, материала конструкции и доступности к месту клепки применяются различные типы заклепок. Для соединения элементов конструкции, имеющих свободный двусторонний подход к зоне постановки крепежных деталей, применяют заклепки обычные или с компенсатором из алюминиевых сплавов и сталей.

Закладные головки заклепок могут быть потайными и выступающими. Потайные закладные головки заклепок имеют угол конуса головки 90° или 120°. Выступающие головки по форме бывают плоскими (ЗП), полукруглыми (ЗК) и плоско-выпуклыми (ЗВ).

Потайные заклепки применяют для соединения деталей, выходящих на обтекаемые воздухом поверхности. В конструкциях самолетов 60—70% заклепок имеют потайные закладные головки.

Маркировка заклепок в зависимости от применяемого материала приведена в табл. 3.
 

 

 

Таблица 3
Маркировка заклепок

 

 

 

 

Заклепки с компенсатором

Диаметр стержня обычных заклепок при клепке увеличивается неравномерно по толщине пакета. Стержень приобретает конусность 2—5%, вершина конуса обращена в сторону закладной головки. Вследствие производственных погрешностей изготовления заклепок и зенкования гнезд под потайные закладные головки не обеспечивается плотное прилегание закладной головки к гнезду. Следствием этого является неудовлетворительная герметичность и невысокий ресурс заклепочного соединения.

Для получения соединения с равномерным по толщине пакета натягом применяют заклепки с компенсатором на торце закладной головки. Компенсатор может быть выполнен в виде усеченного конуса (рис. 33, а), кольцевых (рис. 33, б), цилиндрических (рис. 33, в,г) выступов. При

клепке одновременно с образованием замыкающей головки компенсатор утапливается в тело заклепки плоской поверхностью клепального инструмента, вызывая радиальное течение материала как в зоне закладной головки, так и в зоне перехода стержня в закладную головку (рис. 33, д).

На рис. 34 показан характер распределения натягов по толщине пакета при использовании обычных заклепок (я) и заклепок с компенсатором (б).
 

 

 

Рис. 33. Компенсаторы на головках заклепок:
а - в виде усеченного конуса; б — в виде колец; в — в виде цилиндра; г — в виде полого цилиндра; д — схема заполнения зазоров металлом компенсатора

 

 

Рис. 34. Характер распределения натягов по толщине пакета:
а - обычные заклепки; б — заклепки с компенсатором

 

 

 

 

Специальные заклепки для односторонней безударной клепки

Характерной особенностью односторонней безударной клепки является то, что процесс образования замыкающей головки осуществляется при одностороннем приложении силы благодаря пластической деформации заклепки.

Соединение деталей с помощью таких заклепок происходит безударным способом, поэтому процесс клепки бесшумен, вибробезопасен и не требует от исполнителя высокой квалификации.

 

 

 

Пустотелые заклепки

Пустотелые заклепки применяют в качестве технологических крепежных элементов при сборке конструкций вместо технологических болтов, пружинных и винтовых фиксаторов, а также для соединения несиловых элементов конструкции летательных аппаратов. Толщина склепываемого пакета составляет 0,4...2,5 диаметра заклепки.

Наиболее целесообразно применять пустотелые заклепки в качестве технологических крепежных элементов при автоматической клепке. Последовательность постановки пустотелых заклепок показана на рис. 35. Пустотелую заклепку 2, установленную на оправке инструмента 1, вводят в отверстие в соединяемых деталях 3 и 4. При подаче воздуха оправка, проходя через коническое отверстие заклепки, образует замыкающую головку (положение II).

Технологический процесс клепки пустотелыми заклепками включает в себя следующие операции: образование отверстия и гнезда; контроль качества отверстия и гнезда; постановку заклепки; расклепывание заклепки; контроль качества соединения.

 

 

 

Гайки-пистоны

Гайки-пистоны предназначены для выполнения неразъемных соединений безударным способом в конструкциях узлов и агрегатов из сталей и алюминиевых сплавов в местах как с односторонним, так и двусторонним подходом.

 

Рис. 36. Схема постановки гайки-пистона:

1 — гайка- пистон; 2 — винт; 3 — инструмент; 4 — соединяемые детали



Последовательность постановки гайки-пистона показана на рис. 36. Она включает в себя следующие операции:


1) навинчивание гайки-пистона на винт постановочного инструмента, вставку их в подготовленное отверстие, прижатие закладной головки усилием руки к пакету (положение I);

2) образование замыкающей головки гайки-пистона под воздействием сжимающих усилий, создаваемых инструментом при поступательном движении его винта (положение II);

3) вывинчивание винта постановочного инструмента из гайки-пистона при его обратном вращении (положение III);

4) ввинчивание винта (болта ) в гайку-пистон (положение IV).

Для предотвращения самовывертывания резьбовую поверхность винта перед установкой в гайку-пистон смазывают клеем. Перед нанесением клея гайки-пистоны и винты (болты) обезжиривают погружением их в бензин "Галоша” с 15-минутной выдержкой и последующей просушкой.

 

 

 

Заклепки с сердечником

Применение заклепок с сердечником приводит к сокращению объема ударной клепки.

Заклепка с сердечником состоит из стержня 1 и пистона 2 (рис. 37).

Стержень имеет головку ”а”, тело ”б” и технологический хвостовик "в”. На хвостовике выполнена канавка, по которой происходит отрыв его после образования замыкающей головки.

На сборку пистон и сердечник поставляют в сборе, для стопорения конец технологического хвостовика слегка расплющен.

 

 

 

Рис. 37. Схема постановки заклепки с сердечником:
I — установка заклепки в инструмент и вставка в отверстие; II, III — процесс постановки заклепки (II — сжатие пакета и втягивание сердечника в пистон, III — обрыв технологического хвостовика по шейке); IV — заклепка с сердечником после удаления выступающей части сердечника

 

 

 

 

Заклепки с высоким сопротивлением срезу

 

 

Заклепка с высоким сопротивлением срезу (ЗВСС) состоит из винта 1, втулки 2, корпуса 3 (рис. 38). Винт и корпус ЗВСС изготавливают из высокопрочных сталей и титановых сплавов, втулку — из пластичных материалов.

Схема постановки ЗВСС показана на рис. 38.

Специальная неподвижная насадка пневматического инструмента удерживает корпус ЗВСС от про ворачивания-Технологический хвостовик винта фиксируется лысками внутри шпинделя инструмента.

При включении инструмента винт начинает вращаться, ввинчиваясь в корпус, и головкой стягивает кольцо на его конусный участок. После образования соединения технологический хвостовик винта срезается по обрывной шейке.

 

 

Рис. 38. Схема постановки заклепок с высоким сопротивлением срезу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..