Занятие в детском саде. Звуковая культура речи (звук м)
Цель: упражнять детей в четком произношении звука м(мь); учить
произносить звукоподражания с разной силой голоса; закрепить
произношение звука м в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию
интонационной выразительности речи; упражнять в согласовании личных
местоимений с существительными.
Ход занятия
Педагог демонстрирует детям куклу. «Это говорящая кукла,— объясняет он.
— Смотрите, я завожу ее ключом, и она говорит: ма-ма. Что и как говорит
кукла?» Затем предлагает поиграть в игру «Заводные куклы»:
«Вы все будете говорящими куклами. Любую (любого) из вас я заведу — вот
так!— ключом. Тот, кого я завела, должен четко произносить: ма-ма».
После того как 5—6 малышей выступят в роли заводных кукол, игра
продолжается в несколько измененном варианте. Дети изображают заводных
коров и телят, затем заводных кошек и котят. Педагог напоминает, что
голоса взрослых животных грубее, «толще», голоса детенышей «тоньше». («Заведу-ка
я вот этого беленького котеночка. А сейчас заведу большого черного
кота».)
Далее воспитатель рассказывает (рассказ сопровождается по-
казом картинок на фланелеграфе): «Мишка катает
снежный ком. Что он делает? (Хоровой и 2—3 индивидуальных ответа.) А
Мурка ему мешает. Кто мешает? Что Мурка делает? Мурка, не мешай Мишке!
(Хоровое и индивидуальное повторения.) Лучше помоги ему! Мурка стала
помогать, и они вдвоем слепили вот этого снеговика. И дали ему метлу.
Что дали?»
Далее вниманию детей предлагается такой рассказ (без показа) :
«Жил-был котенок Мяу. Как его звали? Он очень любил молоко. Что любил?
Быстро-быстро лакал молоко язычком. Покажите, как он это делал? А еще
Мяу любил мыться. Что делал? Но мылся он без мыла. Да-да! Просто Мяу
чисто-чисто вылизывал свою шкурку язычком».
«А сейчас,— продолжает занятие воспитатель,-— Мяу приглашает вас взять
по одной картинке (из лото «Растет, цветет, зреет»; разложены на
столах)». Когда дети зажмуривают глаза, Мяу забирает 5—6 картинок.
Воспитатель, показывая их детям, просит сказать, чей помидор, чья
смородинка и т. д. Ребенок должен чётко ответить: «Мой помидор». Если он
не узнает картинку, Мяу оставляет ее себе. Желательно, чтобы среди
изображений было больше предметов, в названиях которых есть звук м
(лимон, малина, ромашка, морковка и др.).