Занятие в детском саде.
Звуковая культура речи (звук ф)
Цель: познакомить детей с новым звуком — ф (песенкой ежа — ФФФ);
упражнять в четком произношении изолированного звука, звукоподражаний и
слов; способствовать развитию речевого дыхания; воспитывать
интонационную выразительность речи; упражнять в употреблении
существительных, имеющих в родительном падеже множественного числа
окончание -ей (мышей, ежей, сторожей).
Ход занятия
Воспитатель показывает детям ежа. «У ежа своя песенка — ффф,—
рассказывает педагог и предлагает спеть ее всем вместе (2—3 раза). Затем
обращается к ежику: «Ежик, хочешь твою песенку споет Коля?» Дальше ежик
просит спеть его песенку еще 5—6 детей.
«У большого ежа длинная песня,— говорит педагог,— вот такая: ффффф (2—3
с). Давайте споем ее вместе (два повторения) ».
Далее проводится игра «Заводные ежи» (8—10 участников).
Занятие продолжается. Используя фланелеграф, педагог предлагает вниманию
детей следующий рассказ:
«На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были дед и баба. А в лесу,
недалеко от домика, жили три ежа. Звали их так: Фук, Фок, Фэк. Как их
звали? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Ежи сторожили лес. Что
делали?.. И, гуляя по лесным тропинкам, пели песенки. Вот одна из них:
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей. (Повторяет 2—3 раза.)
Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они
разгуливали по всему дому и пищали. Решили старики: «Пригласим ежей.
Пусть прогонят мышей». Что решили сделать старики?
И вот ежи идут воевать с мышами. Впереди Фук. Кто впереди?
За ним Фок. Кто за Фуком? А сзади Фэк. Ежи друг за
другом идут, песенку поют:
По тропинке мы идем —
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!
И тихонечко поем,
Фук, Фок, Фэк!
(Воспитатель повторяет песенку, дети хором произносят имена ежей.)
Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, так же напевая:
По тропинке мы идем —
Фук, Фок, Фэк!
Мы от дедушки идем,
Фук, Фок, Фэк!
Мы от бабушки идем,
Фук, Фок, Фэк!
Громко песенку поем,
Фук, Фок, Фэк!
(Имена договаривают дети.)
В заключение воспитатель спрашивает, не забыли ли дети песенку ежа
(ффф), и предлагает еще раз спеть ее.